Пастуший рожок
Выпуск 152
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Пастуший рожок — сравнительно «молодой» русский народный инструмент, возникший в XVII столетии. Исполнительское искусство на нём формировалось в тесном взаимодействии с искусством песенным. Показательно, что рожок не упоминается в летописях, где основное внимание уделяется военным походам, важным государственным и общественным событиям. Он частый персонаж лирических, хороводных, плясовых песен.
Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок,
Хорошо пастух играет –
Выговаривает.
Рожок был неотъемлемым атрибутом скоморохов. Как они говорили, «гудок да рожок — всё наше богатство». Когда в середине XVII века скоморошество было запрещено, а все «сосуды гудебные» были уничтожены, рожок не пострадал. Он в представлении царя и церкви был, в первую очередь связан не со скоморошеством, а с деятельностью пастухов. Именно в их среде после падения скоморошества сосредоточились высшие достижения инструментального народного искусства.
Под звуки рожка в селах и деревнях пели, плясали, водили хороводы на открытом воздухе. Во времена царствования Елизаветы Петровны и Екатерины II вечерами и светлыми летними ночами устраивались прогулки на лодках по Неве и Фонтанке, во время которых гребцы пели в сопровождении рожков. Позднее А. С. Пушкин в «Евгении Онегине» посвятил таким увеселениям несколько строк:
Лишь лодка, веслами махая,
Плыла по дремлющей реке:
И нас пленяли вдалеке
Рожок и песня удалая.
Во второй половине XIX — начале XX века широкое распространение получили ансамбли рожечников. Как в России, так и за рубежом был известен Хор владимирских рожечников под управлением Николая Кондратьева, который в 1884 году с огромным успехом выступал на Всемирной промышленной выставке в Париже.
Пастушеский рожок представляет собой деревянный мундштучный музыкальный инструмент с шестью игровыми отверстиями. Существует два вида рожков: сольные и ансамблевые, куда входят маленькие, так называемые визгунки, и большие — басы. Сольные рожки и визгунки выделывают чаще всего из можжевельника, басовые — из березы. Изготавливаются они способом продольного раскола с последующим оплетением берестой. Узкий конец рожка завершается мундштуком, широкий — раструбом.
Извлечение звука, особенно на визгунках — дело нелегкое, и исполнители вынуждены держать рожок не в центре, а в углу губ. Кроме того, им приходится сильно прижимать инструмент к губам и выдувать воздух с большим напряжением.
В Музее музыкального искусства хранится около 40 пастушеских рожков, изготовленных в разное время — от 90-х годов XIX века до 80-х годов прошлого столетия. Наибольший интерес представляют кустарные мастеровые инструменты, сделанные традиционным способом в селах Владимирской, Ивановской, Тверской областей, где живут потомственные пастухи. В начале ХХ столетия, в связи с распространением ансамблевой игры на рожках, их стали изготавливать в большом количестве на токарном станке. Однако по качеству звука они уступали традиционным.
Во второй половине прошлого века интерес к рожкам стали проявлять профессиональные музыканты. Рожковая группа была введена в Оркестр русских народных инструментов им. Осипова, в оркестр хора им. Пятницкого, рожки вошли в состав целого ряда фольклорных ансамблей. Хочется верить, что пастушеские рожки будут еще долго покорять слушателей, по словам Александра Бородина, своей «эпической народной красотой».