Скрипка «дель Джезу»

Выпуск 145
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Последний представитель известного семейства, внук Андреа Гварнери — Джузеппе Бартоломео Гварнери, известный как Гварнери дель Джезу, творивший в XVIII веке, вошел в плеяду выдающихся мастеров смычковых инструментов. Именно инструменты Гварнери Дель Джезу приблизились, а, по мнению некоторых музыкантов и экспертов даже превзошли скрипки Страдивари. Современники назвали его «дель Джезу» за то, что он, в отличие от других мастеров семьи Гварнери, традиционно посвящавших свои инструменты Святой Терезе, начал, сопровождать их монограммой на этикетах, обозначавшей «во славу Иисуса Христа».
Жизнь мастера сложилась нелегко, он умер в нищете в возрасте 46 лет и истинная, но уже посмертная, слава настигла имя мастера в следующем веке. Инструменты работы Гварнери дель Джезу получили известность лишь в ХIХ столетии. На них играли Николо Паганини, Анри Вьётан, Камилло Сивори, Эжен Изаи, Фриц Крейслер, Яша Хейфец, Леонид Коган. Скрипки этого мастера до сих пор остаются популярными у современных музыкантов — и многие предпочитают их инструментам Страдивари.
Скрипка 1742 года Иосифа Гварнери дель Джезу относится к последнему периоду деятельности великого мастера, когда основное внимание он уделял звуку; отделка инструментов этого времени не столь тщательна, как на более ранних моделях. Возможно даже, что была сделана она в наиболее трагический период жизни мастера, когда он попал в тюрьму и не имел доступа даже ко всем необходимым инструментам.
Скрипка «дель Джезу»
Звук скрипки чрезвычайно мягкий, ровный на всех струнах, меццо-сопранового тембра.
Инструмент был куплен в 70-х годах XIX века у известного французского мастера Жана Батиста Вильома для русской скрипачки Александры Унковской, ученице Ауэра, впоследствии выпускнице Санкт-Петербургской консерватории. В 1919 году скрипка поступила в Государственную коллекцию уникальных музыкальных инструментов. На скрипке в разное время играли многие выдающиеся музыканты, в том числе Михаил Вайман и Гайк Казазян.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.