Альт Антонио Страдивари

Выпуск 139
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Антонио Страдивари признан одним из величайших скрипичных мастеров во всем мире. Он рано начал осваивать строение струнных инструментов и уже в 1667 году, в возрасте 23-х лет, открыл в Кремоне собственную мастерскую. Страдивари был известен не только у себя на родине, ему поступали заказы от монархов и аристократов со всей Европы. Инструменты мастера высоко ценились при его жизни и их продолжают ценить и сей деть, причем с каждым годом они становятся все дороже и дороже. На инструментах Страдивари играли и играют ведущие музыканты мира; эти инструменты являются украшением собраний коллекционеров, крупнейших фондов и банков.
Страдивари прожил 92 года, создав, по разным данным от полутора до трех тысяч инструментов. Сейчас сохранилось около 650 его работ — помимо скрипок, это виолончели, несколько гитар и даже арфа и мандолина.
Крайне редкими инструментами работы Страдивари являются альты — в мире известно не более десяти. В основном они созданы по модели, разработанной Страдивари в 1690 году для двора Медичи. По качеству эти инструменты не уступают лучшим скрипкам мастера.
Представленный на выставке «Миф Страдивари», которая сейчас проходит в музее музыкальной культуры, альт 1715 года — один из лучших в наследии мастера, он является жемчужиной собрания музея. Его звук отличается великолепным, очень благородным тембром.
Альт Антонио Страдивари
У инструмента была своя, очень интересная судьба.
В 30-х годах XIX века альт принадлежал директору императорских театров в Петербурге, известному меломану, графу Михаилу Юрьевичу Виельгорскому. Граф Михаил Виельгорский был хозяином известного музыкального салона, сочинял романсы, играл в струнном квартете вместе с отцом и братьями. Шуман говорил о Виельгорском, что он «самый гениальный дилетант, каких я когда-либо знал». Виельгорский преподнес альт выдающемуся бельгийскому музыканту — скрипачу и композитору — Анри Вьётану, который неоднократно концертировал в России, а в 1846–1852 годах жил в Петербурге и являлся придворным солистом и солистом Императорских театров. Среди других владельцев альта — известный коллекционер музыкальных инструментов и тоже музыкант-любитель Роман Васильевич Живаго.
В 1919 году инструмент поступил в Государственную коллекцию уникальных музыкальных инструментов. На альте играли Владимир Бакалейников, Рудольф Баршай и другие известные музыканты.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.