Альт Андреа Гварнери

Выпуск 138
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Значительную роль в истории кремонской школы сыграли мастера семейства Гварнери. Ее родоначальник Андреа Гварнери, живший в XVII веке, учился, как и Страдивари, у Николо Амати, и в течение десяти лет был его подмастерьем. В ранних скрипках Андреа Гварнери следует форме инструментов своего учителя, называемых Grand Amati. В процессе поиска собственного стиля мастер изменил очертания резонаторных отверстий — эфов, расположил их прямее, сделал своды дек более плоскими, чем у инструментов Николо Амати и его предшественников. Лак на скрипки Гварнери накладывал толстым слоем, после чего они приобретали плотную текстуру и красноватый оттенок. Звучание его инструментов отличаются нежным и деликатным тембром.
Альт работы Андреа Гварнери второй половины XVII века является одним из самых лучших произведений мастера. Довольно крупный инструмент, по очертаниям модели приближается к инструментам Амати, но вместе с тем полностью выявляет черты стиля самого Андреа Гварнери. Звучание альта — глубокое и яркое. В этикете инструмента указано характерное для семейства Гварнери посвящение — Святой Терезе.
Альт Андреа Гварнери
В России альт принадлежал семейству герцогов Мекленбург-Стрелицких. Один из представителей этого семейства, Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий, крупный землевладелец и благотворитель, был музыкантом-любителем, игравшим на виолончели и фортепиано, основателем струнного квартета, поучившего его имя — «Квартет Мекленбургского». Он был страстным коллекционером — собирал не только произведения изобразительного искусства, но и ноты, а также редкие музыкальные инструменты. Любовь к музыке была передана ему по наследству — бабушкой Георгия Георгиевича была Великая княгиня Елена Павловна, стоявшая у истоков Русского музыкального общества, Петербургской и Московской консерваторий.
В 1919 году альт поступил в Государственную коллекцию уникальных музыкальных инструментов. В разное время на нем играли такие исполнители, как Владимир Бакалейников (участник «Квартета Мекленбургского»), Фёдор Дружинин.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.