Ёлка в опере Ребикова

Выпуск 132
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Настоящим сокровищем изобразительной коллекции Музыкального музея имени Глинки является собрание художественных эскизов к театральным постановкам. Эти живописные и графические работы русских художников воскрешают историю давно забытых театральных спектаклей, от которых порой остаются только названия да пара строчек в справочной литературе.
Оперу «Ёлка» композитора Владимира Ивановича Ребикова можно было бы отнести к таким навсегда забытым произведениям, если бы не прелестный вальс, который — стоит зазвучать музыке — сразу же всплывает в памяти.
Самая известная (хотя бы по названию) опера Ребикова была написана в 1900 году на сюжет сразу двух известных рождественских историй — сказки Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Бедная девочка-сирота в рождественскую ночь замерзает у окна богатого дома, в котором нарядные дети кружатся в вальсе вокруг ёлки. В предсмертном полусне она видит себя в роскошном зале, танцующей с прекрасным Принцем. Вот и весь сюжет двух картин оперы, в которых дважды звучит один и тот же бесконечно печальный и трогательный вальс — в первый раз в фортепианном изложении, во второй — в оркестровом. Авторская ремарка поясняет: «Автор желал бы, чтобы вальс был исполнен на рояле (не пианино) хорошим пианистом».
Ёлка в опере Ребикова
Графический эскиз декорации художника Владимира Евгеньевича Егорова, без всякого сомнения, написан ко второй картине оперы. Дворцовая зала с высокими белыми колоннами просторна и пуста — на сцене нет ничего, кроме гигантской елки от пола до потолка, украшенной горящими свечами. Из-за кулис тянется цепочка танцующих детей, наряженных в карнавальные костюмы. Ёлка увенчана не звездой, как обычно, а фигуркой белого ангела со склоненной головкой, от которого исходят сияющие лучи. Рисунок полон скрытых символов и намеков, как и вся музыка композитора-декадента, творившего в эпоху серебряного века.
Дарование Владимира Евгеньевича Егорова — дарование истинного театрального художника, посвятившего себя театру буквально с детства (его родители работали в театре Лентовского). Сам же Егоров с 1905 года служил в Художественном театре, поставил эпохальные спектакли «Жизнь человека» и «Синюю птицу», а в театре Зимина в 1912 году — «Ёлку». Егоров стал одним из первых художников молодого русского кинематографа; за 40 лет работы участвовал в съемках девяноста художественных фильмов. Особое внимание художник придавал выразительности пространства, каждая деталь которого должна работать на создание образа. Об этом вспоминаешь, любуясь на прекрасный эскиз к постановке оперы Ребикова.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.