Площадь перед домом
Выпуск 116
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Успех театрального спектакля складывается из множества составляющих — начиная от работы драматурга или композитора (если речь идет об опере) и заканчивая осветителями и рабочими сцены. Конечно, на виду работа актеров или певцов, но общий колорит спектакля во многом зависит от сценографии. Талантливый художник с помощью декораций может задать настроение той или иной сцены, действия, всей постановки.
Примером этого могут служить театральные работы художников объединения «Мир искусства», одним из которых был талантливый сценограф Мстислав Валерианович Добужинский. Сын военного и актрисы, он, вероятно, унаследовал любовь к театру от матери. Учился он в Санкт-Петербурге, а затем в Мюнхене, был директором Витебского художественного училища и профессором Академии художеств. В 1924 году Добужинский уехал из России на родину своих предков — в Литву.
В 2001 году музею посчастливилось приобрести на аукционе два театральных эскиза М. В. Добужинского к спектаклям Каунасского оперного театра, одним из которых стали декорации к «Дон Жуану».
Эскиз декорации «Площадь перед домом» был создан в 1933 г. к опере Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан», поставленной на сцене Государственного Каунасского оперного театра режиссёром Феофаном Павловским, в прошлом известным оперным певцом. Премьера состоялась 5 декабря 1933 года.
Эти декорации Добужинский создал к одной из драматичнейших сцен I действия оперы — дуэли Дон Жуана с Командором. Двое сражающихся противников просматриваются сквозь ветви гигантского дерева с раскидистой кроной на просцениуме. При создании эскиза художник работал в своей любимой смешанной технике — использовал гуашь, белила, графитный карандаш и перо. Эскиз этой ночной сцены выдержан в мрачных охристых и черных тонах.
«Наиболее удачной по согласованности оформления сцены и музыки является постановка оперы Моцарта „Дон Жуан“, - писал исследователь творчества Добужинского Геннадий Иванович Чугунов. — В некоторых эскизах художник пользуется лишь сочетанием белого и черного цветов, рисуя белой гуашью на черной бумаге. Симметричность композиции, изощренность, изысканность рисунка, четкость графических построений помогли воплотить в декорациях особенности моцартовской музыки, ее выразительность, чрезвычайную ясность, изящество и удивительную четкость композиции».