Невымышленная история легендарного кресла

Выпуск 110
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Среди экспонатов Музея «Чайковский и Москва» (отдела Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки) неизменным интересом у посетителей пользуется… кресло-качалка. Конечно же, это не простой предмет мебели. Некогда оно принадлежало Николаю Григорьевичу Рубинштейну — основателю и первому директору Московской консерватории, дирижеру, пианисту, профессору класса фортепиано, обучившему немало известных музыкантов. В числе знаменитых учеников Николая Григорьевича был Сергей Иванович Танеев — композитор, профессор Московской консерватории, сам воспитавший знаменитых композиторов.
После смерти Николая Рубинштейна в 1881 году Танеев купил его кресло на память. А в 1915 году, когда не стало самого Сергея Ивановича, его племянница Елена Владимировна Щелкан передала раритет в музей имени Николая Рубинштейна, созданный в Московской консерватории в 1912 году. Так кресло стало ценным экспонатом музея — будущего Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Ныне кресло вы можете увидеть в гостевой комнате музея «П. И. Чайковский и Москва», где оставались ночевать друзья композитора.
Обивка кресла украшена ручной вышивкой. Мягкие подлокотники позволяли удобно в нем расположиться и, покачиваясь, погрузиться в сладкую дремоту в часы досуга. От этой мебели веет домашним уютом и теплом. Недаром кресло «присмотрел» любимый кот Танеева Василий Васильевич. О нем в музее ходит забавная легенда.
Невымышленная история легендарного кресла
В 1884 году Сергей Иванович сочинил духовную кантату «Иоанн Дамаскин», которую он посвятил Николаю Григорьевичу Рубинштейну. После завершения произведения композитор решил отдохнуть и сел в кресло. Мысли его, возможно, устремлялись к Н. Г. Рубинштейну в связи с выполненным перед ним долгом — законченной кантатой. Но вдруг из соседней комнаты выбежал его кот Василий Васильевич. Он прогнал хозяина и занял кресло. Известно, что Танеев обращался к животным в вежливой форме — на Вы. Можно представить, как Сергей Иванович, уступая кресло, степенно и ласково «разговаривал» с котом, будто с важной персоной. Но кот оказался не столь воспитанным, как его хозяин. Он присвоил себе уютное кресло. Когда кто-нибудь подходил близко, животное шипело, грозно рычало, выражая крайнее недовольство. С тех пор кресло, словно царский трон, принадлежало «Его Величеству» коту Василию Васильевичу.
Во время рассказа юные и взрослые экскурсанты улыбаются, представляя пушистого хозяина, восседающего на этом легендарном кресле. На всякий случай они отодвигаются от экспоната, словно боясь потревожить душу Василия Васильевича, мирно пребывающую здесь, в музее, и охраняющую любимое кресло.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.