Традиционные японские инструменты сякухати и сямисен

Выпуск 109
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Несколько лет тому назад в музее выступал популярный японский ансамбль Хиде-Хиде. Это оригинальный коллектив. Играя на национальных инструментах, совмещает лучшие черты многовековых традиций японской музыки и смелые эксперименты с жанрами и стилями. Значительное место в их репертуаре занимает русская музыка, в том числе произведения Петра Ильича Чайковского. На прощание, участники ансамбля подарили музею два традиционных японских инструмента — сякухати и сямисэн
Сякухати — это японская продольная открытая флейта, пришедшая в страну Восходящего Солнца из Китая в VIII веке. Существует около двадцати разновидностей сякухати. Стандартная длина — 1,8 японских футов (54,5 см) — определила само название инструмента, так как «сяку» значит «фут», а «хати» — «восемь». Изготавливается эта флейта из трехколенного ствола бамбука мадакэ. Согласно традиции, все операции до сих пор выполняются вручную. Ствол срезается у самого корня, и его утолщение становится раструбом. Противоположный конец ствола срезается чуть наискось. Вдувное отверстие оборудуется специальной втулкой из слоновой кости или рога. Из пяти пальцевых отверстий четыре располагаются на внешней стороне трубки и одно — на тыльной. Их величина и особенности конструкции позволяют извлекать звуки любой высоты в пределах более чем 2-х октавного диапазона, в том числе и микротоновые интервалы, с применением различных приемов игры. Звук сякухати поражает мягкостью и густотой тембра.
Традиционные японские инструменты сякухати и сямисен
Почти одновременно с появлением сякухати в Японии зарождается представление о сакральности музыки, исполняемой на флейте, о ее чудотворной силе.
Начиная с XVI века сякухати получила распространение в среде странствующих буддийских монахов комусо — «монахов соломенной циновки». Они носили на голове плетеную шляпу-корзину, почти полностью закрывавшую лицо, что символизировало отрешение от мира. В XVII–XVIII вв. возросла популярность сякухати в городской среде. Она стала использоваться для исполнения народных песен, в светском ансамблевом музицировании.
Другой экспонат, пополнивший коллекцию музея — сямисэн — японский трехструнный щипковый инструмент. Деревянный корпус сямисэна с двух сторон обтянут кожей, как правило, кошачьей или собачьей. В верхней части мембраны под струнами помещается полукруглая кожаная прокладка. Длинная шейка без ладов разбирается на три части. Играют на сямисэне бати — большим плектром из кости в виде развернутого веера. Звук сямисэна звонкий, чуть гнусавый и резковатый.
Традиционные японские инструменты сякухати и сямисен
Сямисэн был излюбленным инструментом гейш, в творчестве которых сложилась камерная концертная традиция исполнения лирических песен с сопровождением. Профессиональная традиция мужского исполнения на сямисэне связана с театром Дзёрури и с театром Кабуки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.