Рояль Лихтенталь
Выпуск 108
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Одним из украшений экспозиции музея имени Глинки можно назвать Концертный рояль фирмы Лихтенталь. Даже незнакомого со звучанием этого инструмента человека, он поражает великолепием внешней отделки корпуса — прекрасным рисунком выложенным на корпусе из разных пород дерева.
Фирма «Lichtenthal» была основана в 1840 году в Петербурге бельгийским фортепианным мастером Генрихом Германом Лихтенталем и просуществовала недолго, до его смерти в 1854 году. Несмотря на кратковременность пребывания в России, Лихтенталь оказал заметное влияние на фортепианное строительство и явился инициатором многих нововведений. Главным из них было применение перекрестного расположения струн. Он был первым фортепианным мастером в Петербурге, применившим это устройство. Оно давало возможность рациональнее использовать пространство внутри рояля: выиграть в длине и мощности струн, не удлиняя корпус инструмента. В результате увеличилась сила звука, он стал более сочным и, в то же время, мягким.
В 1851 году мастер выставлял на всемирной выставке в Лондоне рояль с перекрестными струнами и рояль с двумя резонансными деками. В 1853 году на мануфактурной выставке в Москве фирма была удостоена большой серебряной медали, а также права изображать государственный герб на своих изделиях, вывесках и рекламе.
Многие музыканты высоко ценили звуковые качества инструментов фирмы «Lichtenthal». В газетах того времени писали, что «знаменитый Лист первый указал здешней публике на достоинство фортепьян Лихтенталя. Не только в С.-Петербурге Лист не хотел играть на других инструментах, кроме Лихтенталевых, но даже возил их с собой из Парижа в Мадрид, не надеясь найти там фортепьян Лихтенталя».
Экспонат, представленный в музее Глинки ‑ уникален, ведь инструментов этой фирмы до настоящего времени сохранилось очень мало, в связи с чем каждый из них представляет большую ценность. Рояль поступил в Музей в 1981 году. Существует легенда, согласно которой владельцы рояля в годы Великой Отечественной войны сохранили инструмент от уничтожения оккупантами, закрасив его поверхность черной краской, которая скрыла дивный декор.