М. И. Глинка — «Молитва»

Выпуск 107
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Одна из немногих авторских рукописей Михаила Ивановича Глинки, хранящихся в фондах Объединения, ‑ дарственный автограф восьми начальных тактов оркестровой интродукции романса «Молитва» для голоса, хора и оркестра. Его передал в дар музею Назарий Григорьевич Райский, артист оперы Зимина, концертирующий певец и педагог, профессор Московской консерватории. Автограф составлен из трех фрагментов, аккуратно, без видимых стыков, наклеенных на картон, украшенный сверху и снизу цветочной гирляндой голубого цвета и надписью внизу «Автографъ Михаила Ивановича Глинки». Текст партитуры интродукции написан на пятнадцатистрочном листе нотной бумаги; сверху к нему подклеена полоса нотной бумаги с названием «Молитва/ В минуту жизни трудную/ Слова Лермонтова/ для пения с хором и оркестром М. И. Глинки», снизу — полоса такого же размера с указанием места и даты написания: «С.П.бург 20 января 1855 года».
М. И. Глинка — «Молитва»
Известно, что первоначально «Молитва» была написана в Смоленске в сентябре 1847 года как пьеса для фортепиано и посвящена другу и секретарю композитора дону Педро Фернандес Неласко Сендино, с которым Глинка познакомился во время своего путешествия в Испанию. В «Записках Глинки» читаем: «в отсутствие Pedro, оставшись один в сумерки, я почувствовал такую глубокую тоску, что, рыдая, молился умственно и выимпровизировал „Молитву“ без слов для фортепиано, которую посвятил Дон Педро. К этой молитве подошли слова Лермонтова „В минуту жизни трудную“. В 1855 году для исполнения певицей Дарьей Леоновой Глинка переделал „Молитву“ для голоса, хора и оркестра, подтекстовав к музыке стихотворение М. Ю. Лермонтова.
Кому и при каких обстоятельствах мог быть подарен автограф, выяснить пока не удалось. По версии, предложенной сотрудником музея Наумовым, автограф мог быть получен Назарием Григорьевичем Райским от сестры композитора Людмилы Ивановны Шестаковой ещё в годы службы певца в Придворной певческой капелле. Не исключено, что раритет мог быть приобретен самим Райским, увлекавшимся коллекционированием редких музыкальных рукописей.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.