Эскизная тетрадь Бетховена

Выпуск 102
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Каждый композитор подходил к творческому процессу по-разному: кто-то писал сразу всё произведение или его часть от начала и до конца, кто-то долго и тщательно делал наброски, эскизы, выбирая ту или иную тему. Подобным образом создавал свои великие творения Людвиг ван Бетховен: каждую свою идею он заносил в нотные тетради, которые всегда были у композитора под рукой. Музею им. Глинки повезло стать обладателем нескольких автографов Бетховена, среди которых и такая нотная, эскизная тетрадь.
Эскизная тетрадь Бетховена
Но прежде чем попасть в музей, эта уникальная вещь прошла долгий путь. После смерти Бетховена его имущество, в том числе и автографы, распродавалось на аукционах. Вероятно, тогда и отправилась в путешествие от владельца к владельцу хранящаяся в Музее эскизная тетрадь. Известная нам российская история бесценного манускрипта начинается в середине XIX века. Тогда тетрадь попадает в петербургскую коллекцию композитора и музыкального деятеля, преданного почитателя бетховенского творчества графа Михаила Юрьевича Виельгорского. В молодости Михаил Юрьевич присутствовал в Вене на исполнении «Пасторальной» симфонии, а позже много сделал для распространения музыки Бетховена в России. На исходе XIX столетия внук Виельгорского Михаил Алексеевич Веневитинов, историк, архивист, директор московского Румянцевского музея, перевез реликвию из Петербурга в Москву. В частной коллекции Веневитинова автограф находился до кончины владельца, а затем поступил в фонды музея. Уже в советские годы, когда собрание Румянцевского музея было распределено по разным хранилищам страны, рукопись попала в музей Московской консерватории, из которого вырос Музей имени М. И. Глинки.
Среди эскизов, находящихся в этой тетради, — темы и отрывки из Третьей симфонии, «Крейцеровой» сонаты, Восемнадцатой фортепианной сонаты, Вариаций на тему из балета «Творения Прометея», оратории «Христос на Масличной горе», а также много других записей, с большим трудом поддающихся расшифровке. С самого начала ХХ века известные музыканты, среди которых Сергей Иванович Танеев, обсуждали возможность публикации этой тетради, но прежде чем отнести её в издательство, предстояло выполнить титаническую работу по её расшифровке. Этот многолетний кропотливый труд взял на себя крупнейший музыковед-текстолог Натан Львович Фишман. Именно благодаря ему в 1962 году эскизная тетрадь Бетховена была издана.
А тот самый уникальный автограф Людвига ван Бетховена по-прежнему находится в Музее имени Глинки и посетители могут любоваться стремительным почерком композитора, который спешил донести до нас свои гениальные творения.

Последние выпуски программы

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту