ВИОЛА Д` АМОРЕ

Выпуск 96
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
История музыкальных инструментов складывается по-разному: какие-то, изобретенные уже давно популярны и сейчас, какие-то часто совершенствуются и изменяются, а некоторые, порой незаслуженно, забыты. Один из таких инструментов — виола д`аморе (французское название — виоль д`амур) ‑ струнный смычковый музыкальный инструмент эпохи барокко и раннего классицизма, появилась во второй половине XVII века в Англии. Внешне напоминала виолу, но держали ее при игре на плече, подобно скрипке. Характерной особенностью виол д`аморе были подгрифные струны, резонанс которых придавал звучанию инструмента своеобразную нежность, сладость и таинственность. В XVIII веке сочинения для виолы д`аморе писали И. С. Бах, Г. Ф. Телеман, А. Вивальди, А. Скарлатти, Г.И.Ф. Бибер. В ВМОМК имени М. И. Глинки собраны виолы д`аморе периода наивысшего расцвета инструмента в XVIII веке в Чехии, Франции и Германии.
Один из таких инструментов работы неизвестного немецкого мастера XVIII века поступил в фонды музея в 2004 году. И это не только великолепный образец подобного рода инструментов, эта виоль д`аморе полностью сохраняет свои игровые качества и может участвовать в концертах.
ВИОЛА Д` АМОРЕ
К сожалению, в XIX веке популярность виолы д`аморе падала, невзирая на эффектное ее использование в опере «Гугеноты» Дж. Мейербера. Звучание этого инструмента эпизодически вводили в свои произведения и другие композиторы XIX–XX веков — Жюль Массне, Джакомо Пуччини, Леош Яначек, Пауль Хиндемит. На место виолы д`аморе пришли альт и виолончель.
Гектор Берлиоз писал в своем Большом трактате о современной инструментовке и оркестровке: «Звук виолы д`амур слабый и нежный; в нем есть что-то небесное, идущее одновременно от альта и от флажолетов скрипки. Особенно подходит виола для музыки плавной, для мечтательных мелодий, для выражения восторженных и религиозных чувств… Право же, было бы очень жаль утратить этот драгоценный инструмент…».
Основатель советской школы исполнительства на альте, выдающийся солист и педагог Вадим Васильевич Борисовский первым в России начал активно концертировать как исполнитель на виоле д`аморе, способствуя возрождению интереса к старинной музыке. Играть на виоле д`аморе он выучился самостоятельно в 1926 году, а в 1927 уже выступал с концертами в Москве и Ленинграде, исполняя как переложения, так и оригинальные сочинения. Свой инструмент он подарил ученику Игорю Исааковичу Богуславскому, исполнителю на альте и виоле д`аморе. Богуславский, активно гастролирующий в России и за рубежом, записал на пластинки, компакт-диски и в радиофонд более 60 произведений для альта и виолы д`аморе с оркестром и фортепиано. Он-то и передал свой инструмент, ранее принадлежавший Борисовскому, в фонды музея.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.