Кантата Станислава Монюшко «Мадонна»

Выпуск 95
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Программа знакомит с одним из старейших экспонатов Музея музыкальной культуры — авторской рукописью кантаты «Мадонна» польского композитора Станислава Монюшко, на слова Франческо Петрарки.
Станислав Монюшко несколько раз посещал Россию. В 1870 композитор присутствовал на прошедшей с огромным успехом премьере своей оперы «Галька» в Мариинском театре. Дарование Станислава Монюшко было по достоинству оценено русскими музыкантами и критиками. Его вокальные сочинения пользовались большой популярностью и у профессионалов, и у певцов-любителей. В фондах музея хранятся несколько автографов романсов и песен Монюшко — «Бал на льду», «Все бы слушал весенние сказки», «Расскажи, моя родная», «Серенада», «Слеза».
Премьера кантаты «Мадонна», или, как её по-другому называли, «Гимна Петрарки» состоялась в Петербурге 20 марта 1856 года, когда композитор посетил Северную столицу в третий раз. Дирижировал исполнением сам Станислав Монюшко, а солистом был известный русский бас Осип Петров.
История появления рукописи кантаты в России связана с именем выдающегося пианиста и дирижера Николая Григорьевича Рубинштейна. В апреле 1873 года, спустя несколько месяцев после смерти Монюшко, Николай Рубинштейн дал два благотворительных концерта в Варшаве. Весь сбор пошел в пользу семьи композитора, который оставил семерых детей. В благодарность вдова композитора подарила Рубинштейну рукопись кантаты «Мадонна» для баса соло, хора и оркестра. На обороте обложки партитуры имеется дарственная надпись: «Г-ну Николаю Рубинштейну. Соизвольте принять в качестве сувенира и небольшого знака моей благодарности последующую рукопись моего покойного мужа, оркестровую партитуру „Мадонны“, неизданного духовного сочинения. От Вашей преданной и признательной Александрины Монюшко, вдовы Станислава Монюшко».
Кантата Станислава Монюшко «Мадонна»
Музыкальный автограф польского композитора долгие годы хранился вместе с другими раритетами в коллекции Николая Рубинштейна, а в 1912 году вошел в состав фондового собрания и первой экспозиции Музея имени Рубинштейна в Московской консерватории, на базе которого и возникло впоследствии Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени Глинки.

Последние выпуски программы

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту