Кантата Станислава Монюшко «Мадонна»

Выпуск 95
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Программа знакомит с одним из старейших экспонатов Музея музыкальной культуры — авторской рукописью кантаты «Мадонна» польского композитора Станислава Монюшко, на слова Франческо Петрарки.
Станислав Монюшко несколько раз посещал Россию. В 1870 композитор присутствовал на прошедшей с огромным успехом премьере своей оперы «Галька» в Мариинском театре. Дарование Станислава Монюшко было по достоинству оценено русскими музыкантами и критиками. Его вокальные сочинения пользовались большой популярностью и у профессионалов, и у певцов-любителей. В фондах музея хранятся несколько автографов романсов и песен Монюшко — «Бал на льду», «Все бы слушал весенние сказки», «Расскажи, моя родная», «Серенада», «Слеза».
Премьера кантаты «Мадонна», или, как её по-другому называли, «Гимна Петрарки» состоялась в Петербурге 20 марта 1856 года, когда композитор посетил Северную столицу в третий раз. Дирижировал исполнением сам Станислав Монюшко, а солистом был известный русский бас Осип Петров.
История появления рукописи кантаты в России связана с именем выдающегося пианиста и дирижера Николая Григорьевича Рубинштейна. В апреле 1873 года, спустя несколько месяцев после смерти Монюшко, Николай Рубинштейн дал два благотворительных концерта в Варшаве. Весь сбор пошел в пользу семьи композитора, который оставил семерых детей. В благодарность вдова композитора подарила Рубинштейну рукопись кантаты «Мадонна» для баса соло, хора и оркестра. На обороте обложки партитуры имеется дарственная надпись: «Г-ну Николаю Рубинштейну. Соизвольте принять в качестве сувенира и небольшого знака моей благодарности последующую рукопись моего покойного мужа, оркестровую партитуру „Мадонны“, неизданного духовного сочинения. От Вашей преданной и признательной Александрины Монюшко, вдовы Станислава Монюшко».
Кантата Станислава Монюшко «Мадонна»
Музыкальный автограф польского композитора долгие годы хранился вместе с другими раритетами в коллекции Николая Рубинштейна, а в 1912 году вошел в состав фондового собрания и первой экспозиции Музея имени Рубинштейна в Московской консерватории, на базе которого и возникло впоследствии Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени Глинки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.