Колокол из имения Глинки

Выпуск 91
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Колокола — особая тема для русской музыки. Единственный инструмент, который используется в православном богослужении, всегда имел для русских композиторов важное значение. Партия колокола включалась в партитуры, его звучание имитировали с помощью других инструментов. А для некоторых композиторов, как, например, для Сергея Васильевича Рахманинова, это была тема, проходящая сквозь все творчество.
Неравнодушен был к колоколам родоначальник русской композиторской школы Михаил Иванович Глинка. Интерес к колокольному звону возник у него с самого детства, по сути, был первым его музыкальным воспоминанием.
В своих записках композитор писал: «Я был весьма набожен и обряды богослужения, в особенности в дни торжественных праздников, наполняли мою душу живейшим поэтическим восторгом. Выучась читать чрезвычайно рано, я нередко приводил в умиление мою бабку и ея сверстниц чтением священных книг. Музыкальная способность выражалась в это время страстью к колокольному звону; я жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на двух медных тазах ловко подражать звонарям. В случае болезни приносили малые колокола в комнаты для моей забавы».
Колокол из имения Глинки
В музее имени Глинки находится большой колокол-благовестник, весом свыше 150 кг. На нем можно прочесть выгравированную надпись: «Изготовлен в 1784 году для церкви села Новоспасское Смоленской губернии». Это село было родовым имением Михаила Ивановича Глинки, и быть может, именно этот колокол пробудил в будущем великом русском композиторе интерес к музыке, стал предвестником его грядущих музыкальных открытий.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.