Колокол из имения Глинки

Выпуск 91
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Колокола — особая тема для русской музыки. Единственный инструмент, который используется в православном богослужении, всегда имел для русских композиторов важное значение. Партия колокола включалась в партитуры, его звучание имитировали с помощью других инструментов. А для некоторых композиторов, как, например, для Сергея Васильевича Рахманинова, это была тема, проходящая сквозь все творчество.
Неравнодушен был к колоколам родоначальник русской композиторской школы Михаил Иванович Глинка. Интерес к колокольному звону возник у него с самого детства, по сути, был первым его музыкальным воспоминанием.
В своих записках композитор писал: «Я был весьма набожен и обряды богослужения, в особенности в дни торжественных праздников, наполняли мою душу живейшим поэтическим восторгом. Выучась читать чрезвычайно рано, я нередко приводил в умиление мою бабку и ея сверстниц чтением священных книг. Музыкальная способность выражалась в это время страстью к колокольному звону; я жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на двух медных тазах ловко подражать звонарям. В случае болезни приносили малые колокола в комнаты для моей забавы».
Колокол из имения Глинки
В музее имени Глинки находится большой колокол-благовестник, весом свыше 150 кг. На нем можно прочесть выгравированную надпись: «Изготовлен в 1784 году для церкви села Новоспасское Смоленской губернии». Это село было родовым имением Михаила Ивановича Глинки, и быть может, именно этот колокол пробудил в будущем великом русском композиторе интерес к музыке, стал предвестником его грядущих музыкальных открытий.

Последние выпуски программы

Саксгорн Адольфа Сакса

Адольф Сакс — мастер, конструктор и изобретатель музыкальных инструментов — известен созданием саксофона и саксгорнов.

Фанфара в честь Василенко

Как известно, слово «фанфара» имеет два значения — это медный духовой инструмент и торжественная музыкальная фраза, исполняемая этим инструментом или группой инструментов — как правило, духовых.

Скифская арфа — дар Алтая

К 100-летнему юбилею Музея мастер-реставратор музыкальных инструментов Александр Гнездилов подарил два алтайских инструмента своей работы.

Поиск по сайту