Гусли XIV века
Выпуск 85
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В этой программе мы поговорим об одном из самых древних русских инструментов — о гуслях. Первое упоминание о них относится к 591 году, когда, по свидетельству греческого историка Феофилакта Симокатты, греками были захвачены в плен прибалтийские славяне, у которых в руках оказался музыкальный инструмент, по описанию похожий на гусли. И в дальнейшем в летописях времен Киевской Руси и позже не раз встречаются упоминания об этом инструменте. В 12 веке на смену Киевской Руси приходит Новгородская, со своими сказаниями, былинами и своими героями. Среди них и бедный гусляр Садко, покоривший своим искусством Морского царя. Именно в Новгороде в 14 веке играл кто-то на тех гуслях, которые вы можете видеть в витрине нашего музея. Это один из старейших экспонатов нашей экспозиции. Гусли были найдены при раскопках Древнего Новгорода.
Внешне инструмент напоминает крыло птицы, за что этот вид и был назван крыловидным. Деку инструмента выдалбливали из клёна — явора, как его тогда называли, не случайно определение «гусли звончатые, яровчатые». Играли на гуслях одной рукой, расположив их на коленях, нередко по струнам «бряцали» плектором. Вторая рука служила для того, чтобы глушить ненужные струны.
К сожалению, гусли в настоящее время в массовой культуре гусли не используются — их изготавливают и играют на этих инструментах лишь энтузиасты. Но композиторы, конечно, не смогли пройти мимо такой значимой части русской музыкальной истории. Гусли, а точнее, заменяющие их арфа или фортепиано, звучат в таких всеми любимых операх, как «Руслан и Людмила» и «Садко».