Музей Большого театра
Выпуск 49
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
О музее главного музыкального театра страны — Государственного Академического Большого театра — в программе «Экспомузыка» рассказывает его директор Лидия Глебовна Харина…
Коллекция музея Большого театра организована в фонды, среди которых эскизы декораций, эскизы костюмов, иконография, фотографии (с 1850 года), негативы, афиши и программы, мемориальные предметы, костюмы, театральная бутафория, театральные макеты, и насчитывает около 200 000 единиц хранения. Уникальное собрание эскизов декораций и костюмов включают в себя работы художника Большого театра Ивана Мартынова к первым постановкам опер Алексея Верстовского и Михаила Глинки; театральные эскизы времени и расцвета русской оперы и московской балетной школы второй половины XIX века; работы всемирно известных театральных мастеров — Александра Головина, Константина Коровина, Аполлинария Васнецова, Василия Поленова, Александра Бенуа и других художников ХХ века; работы лучших представителей отечественного театрального декоративного искусства, как советского периода (Петр Кончаловский, Федор Федоровский, Петр Вильямс, Владимир Дмитриев, Вадим Рындин, Симон Вирсаладзе), так и современных авторов (Сергей Бархин, Валерий Левенталь, Борис Мессерер).
«Музей начал собираться очень давно, — рассказывает Лидия Харина, — еще при дирекции императорских театров. Тогда собирали самые разные материалы — эскизы декораций, литературу; с появлением фотографии стали фотографировать — артистов в ролях, всевозможные сцены; создавали подробные описи — где и какие костюмы должны быть. Но когда произошли события 1917 года, и дирекция императорских театров прекратила свое существование, все материалы, собранные ранее, решили отдать по театрам. И таким образом каждый театр взял себе свою историю. А оставшаяся большая библиотека стала основой нашей театральной библиотеки — сегодня библиотеки по искусству. В Большой театр также перешло много материалов, но беда заключалась в том, что никто не знал, как это систематизировать. В конечном итоге их разложили на четвертом ярусе в большой комнате и оставили ждать. Но на наше счастье в театр пришел Федор Федорович Федоровский, молодой талантливый художник. Увидев на четвертом ярусе столь значительное собрание, он первым предложил всё это систематизировать. С этого момента, можно сказать, и начинается системная работа нашего музея…»
А о том, чем богаты и особенно примечательны сокровищницы музея Большого театра — слушайте в нынешнем выпуске программы.