Музей-квартира Николая Голованова

Выпуск 7
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Брызгалов и его гостья Ирина Белая представляют радиослушателям еще один столичный музей, связанный с именем выдающегося советского музыканта. Это Музей-квартира Николая Семеновича Голованова, что находится в Брюсовом переулке в знаменитом доме, где некогда жили работники и музыкальные деятели Большого театра СССР…
Среди экспонатов музея Николая Семеновича Голованова — партитуры с пометами дирижера; автографы Алябьева, Шостаковича Прокофьева, Кончаловского, Клюева, Дункан, Шоу; художественные работы Юона, Нестерова, Поленова, Бенуа, Коровина, Борисова-Мусатова, Шишкина, Айвазовского, Верещагина; иконы, мебель, рояли. Обстановка квартиры — архив.
Об истории создания музея рассказывает его директор Ирина Белая:
«Этот год для нашего музея в некотором роде юбилейный, поскольку в этом году исполняется ровно сорок лет со дня открытия Музея-квартиры Николая Семеновича Голованова. История музея весьма интересная и не лишенная драматизма. Она ведет свое начало с 1953 года — года ухода из жизни Николая Семеновича. Позже в квартире проживала его сестра Ольга Семеновна. А после ее ухода из жизни не осталось никаких документов и распоряжений в отношении этой квартиры. Ведь замечательна она была не только тем, что там жил выдающийся дирижер, который в народе получил звание „главного дирижера Советского Союза“, но еще и своей уникальной атмосферой, поскольку Николай Семенович Голованов был не только великим дирижером, композитором, аккомпаниатором, пианистом, но еще и страстным коллекционером. В этой квартире оставалась богатая и значимая коллекция живописи, икон, прикладного искусства, мебели и прочего. В чем же, собственно, заключается драматизм? После смерти сестры маэстро Ольги Семеновны у музея была возможность дальнейшего развития событий в трех вариантах: первый — раздать вещи по другим музеям, расформировать коллекцию и отдать квартиру в жилой фонд; второй — сделать лабораторию дирижерского мастерства (что впоследствии и случилось); но также на квартиру претендовало Театральное общество, в частности Музей Неждановой, который находился и находится в этом же доме (хотели объединить эти два величайших имени в один музей). За то, чтобы мемориальная квартира Голованова превратилась в лабораторию дирижерского мастерства, активно боролась Екатерина Алексеева, тогдашний директор Музея музыкальной культуры имени Глинки. Для того, чтобы это случилось, даже были собраны подписи некоторых знаменитых и на тот момент очень авторитетных дирижеров. Это был победный ход — в конце концов, приказ о формировании на базе мемориальной квартиры Голованова лаборатории дирижерского мастерства был подписан 31 декабря 1969 года самой Екатериной Алексеевной Фурцевой. Этот документ в своем оригинальном виде до сих пор хранится в нашем архиве…»
А о том, чем знаменит музей Николая Семеновича Голованова, как попасть на мастер-класс Геннадия Рождественского, и что интересного для себя здесь могут найти не-музыканты, слушайте в нынешнем выпуске «Экспомузыки»…

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.