Сергей Кусевицкий
29 января 2015
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Он родился в русской глубинке, в Вышнем Волочке, в семье бывшего николаевского солдата в 1874 году. С детства он мечтал о карьере музыканта вопреки воле отца. В своем стремлении к музыке еще подростком сбежал в Москву, где и поступил в училище. Благодаря высокому росту ему вручили контрабас, но он мечтал о дирижерской палочке…
Его мечта осуществилась несколько позже. Он взял в руки дирижерскую палочку и руководил одним из величайших оркестров мира — Бостонским симфоническим оркестром. Но все началось в России, когда он, удачно женившись и получив за своей женой Натальей Ушковой солидное преданное, полностью использовал его на нужды русской музыки.
О великом русском дирижере Сергее Кусевицком в программе «Другие берега» рассказывает музыковед, автор двух книг о Кусевицком — Виктор Юзефович.
«Что сделал Кусевицкий? Он в юности сформулировал для себя задачу – „центральная линия“. Под этими словами он понимал помощь русским композиторам. В начале ХХ века среди музыкантов широко бытовала острота немецкого композитора Макса Регера: „Что общего, — спрашивал он, — между композитором и свиньей?“. И сам же отвечал на этот вопрос: „Оба ценятся только после смерти“. Положение русских композиторов было еще более тяжелым. Россия не была членом Бернской культурной конвенции по авторскому праву, и зарубежные импресарио и издатели эксплуатировали творчество русских композиторов, ни копейки не платя за это. Знаменитая „Прелюдия“ Рахманинова, имевшая необыкновенный успех на Западе, дала ему „гигантский“ гонорар в сумме пятнадцати долларов. Так вот, Кусевицкий основал российское музыкальное издательство, зарегистрировал его в Берлине, что поставило русских композиторов под флаг Бернской конвенции; он платил русским композиторам гигантские по тем временам гонорары из собственных средств. А композиторы были — Скрябин, Рахманинов, Танеев, Метнер, позднее — Стравинский и Прокофьев».