Эдисон Денисов
8 января 2015
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Когда мы говорим об этом композиторе, даже трудно представить себе эмиграцию и Эдисона Денисова. Фактически он никогда не эмигрировал, хотя последние два года жил не в России. После трагической аварии он переехал в Париж, где лечился и где ушел из жизни. В программе «Другие берега» об Эдисоне Денисове вспоминает его жена — Екатерина Купровская-Денисова…
На Западе его считали символом русского авангарда и называли «Моцартом ХХ века». Но был ли он действительно таким уж авангардистом?
«Я думаю, что в самом начале своей карьеры он стремился к авангардизму, — говорит Екатерина Купровская-Денисова. — Во-первых, в России это запрещалось и было не модно, а, во-вторых, ему хотелось выйти на мировой европейский уровень по своему профессионализму. Для него слово и понятие профессионализма было очень важно. Он стремился познать эти техники, которые вовсю тогда эксплуатировались на Западе. Поэтому его музыка в те времена, в 60-е годы, наверное, была более авангардной, чем та, которую он писал в 80-х — начале 90-х годов. Это было совершенно естественное стремление молодого композитора познать и проверить на себе новые музыкальные техники».
«Он был русским, но не кичился этим, — продолжает Екатерина Купровская-Денисова. — Достаточно послушать его музыку, особенно индивидуальный откристализованный стиль, сложившийся, начиная с 70-х годов, и там сразу же прослушивается русская народная полифония — и по интонации, и по способу изложения. Я думаю, что „Плачи“ это была его первая попытка создать сплав между чисто авангардным письмом и исконно русской культурой».