Табула одиннадцатая. Дебюсси и Стравинский

  • 29 ноября 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Наверное, этих двух мужчин нельзя было назвать друзьями. Дебюсси на 20 лет старше Стравинского, и в тот момент, когда они познакомились, французский композитор был уже признанным мастером, а карьера Стравинского только начинала стремительный взлет. Познакомились они на премьере балета «Жар-птица», в 1910-м. А несколькими годами позже, в письме к одному из своих друзей Дебюсси дал Стравинскому весьма лестную и остроумную характеристику: «Он еще молодой дикарь в кричащих галстуках, целующий дамам ручки, наступая притом им на ноги… Он преисполнен дружеских чувств ко мне, потому что я помог ему вскарабкаться на одну из ступеней той лестницы, с высоты которой он швыряет теперь гранаты, но из них не все взрываются. Однако повторяю еще раз, он есть нечто небывалое».
Встречались они нечасто, но эти встречи стали запоминающимися. Во время одной из них, музыканты исполнили в 4 руки фортепианное переложение балета «Весна священная». Весьма высоко оценив новое произведение Стравинского, французский коллега, тем не менее, не мог не съязвить, и назвал новорождённое творение «прекрасным кошмаром».
Дебюсси вообще нередко очень точно, иронично и неизменно положительно высказывался о музыке Стравинского. Он лестно отзывался обо всех трех балетах, написанных Игорем Фёдоровичем для Русских сезонов: «Дорогой друг, благодаря вам мои пасхальные каникулы прошли очень приятно в обществе Петрушки, ужасного Арапа и прелестной Балерины… После „Петрушки“ вы, несомненно, пойдете еще много дальше, но вы вполне вправе гордиться и тем, чего уже достигли».
В свою очередь, Игорь Стравинский с большим уважением и даже почтением относился к творчеству французского музыканта. После знакомства с балетом «Игры», Стравинский был очень удивлен, что это «вдохновенное, полное огня» произведение не приняла парижская публика. Русский композитор тяжело переживал уход французского коллеги: «О смерти Дебюсси я узнал еще в Швейцарии. Я оплакивал не только утрату дорогого мне человека, который относился с большою дружбой и неизменной благожелательностью, как ко мне, так и к моему творчеству; я скорбел о художнике, чей музыкальный гений на продолжении всей его деятельности никогда не ослабевал, и который, будучи уже в летах, терзаемый безжалостным недугом, сумел все же в полной мере сохранить свои творческие силы». По просьбе французского журнала «Ла Ревю музикаль», Стравинский написал хорал «Гробница Клода Дебюсси». Это сочинение стало финалом Симфонии духовых.

Последние выпуски программы

  • 1 декабря 2022

Табула двенадцатая. Дебюсси и фортепиано

Примечателен тот факт, что современники часто называли Клода Дебюсси великолепным исполнителем произведений Шопена. Музыкальный путь Дебюсси начал именно с обучения игре на фортепиано.

  • 30 ноября 2022

Табула десятая. Дебюсси и оркестр

Кажется, что эту музыку можно слушать вечно! Когда погружаешься в мир полутонов, неярких, но разнообразных красок, начинаешь дышать в унисон с оркестром, понимаешь, что симфоническая музыка Дебюсси — это совершенно особенный мир.

  • 30 ноября 2022

Табула девятая. Дебюсси и джаз

Одна из прелюдий Клода Дебюсси носит поэтическое название «Менестрели». Министрел-шоу. Так называлось комическое представление, в котором белые музыканты, покрасив лица чёрной краской, изображают темнокожих американцев с их привычками, традициями и, конечно… джазом.