Табула вторая. Дебюсси и Россия

  • 25 сентября 2022
Первое знакомство Дебюсси с Россией и русской культурой состоялось в студенческие годы, когда музыкант работал у Надежды Филаретовны фон Мекк. Юный композитор дважды приезжал в нашу страну, в первый раз останавливаясь в московском доме, а во второй — в подмосковном поместье своей работодательницы. В гостях у Надежды Филаретовны часто бывали молодые русские музыканты, к услугам Дебюсси была обширная нотная библиотека, которая постоянно пополнялась, и в первую очередь, конечно, новыми произведениями Петра Ильича Чайковского. Присланные им сочинения — Четвёртую симфонию и оркестровую сюиту — госпожа фон Мекк исполняла вместе с Дебюсси в четыре руки. В музыке Модеста Петровича Мусоргского, с которой он также познакомился во время своей поездки в Россию, Дебюсси привлекли оперные речитативы. Уже гораздо позднее, после премьеры своей оперы французский композитор скажет: «Идите, послушайте „Бориса“. В нем весь „Пеллеас“». Красочный оркестровый колорит произведений Николая Андреевича Римского-Корсакова тоже не оставил нашего героя равнодушным.
Табула вторая. Дебюсси и Россия
Русская музыка сопровождала Дебюсси и в родном Париже, ведь она неизменно звучала в концертах и спектаклях Дягилевской антрепризы. Французский композитор с удовольствием общался как с самим Дягилевым, так и со Стравинским, который стал «открытием» Русских сезонов. Он работал с Вацлавом Нижинским над балетом «Игры» в 1913 году, а в самом конце этого года Дебюсси вновь посетил Россию — на этот раз уже не для того, чтобы изучать русскую музыку, а для того, чтобы показать своё творчество.
За право принимать в России уже известного и популярного французского композитора боролись сразу два известных дирижера — Александр Зилоти и Сергей Кусевицкий. В итоге «победу» одержал Кусевицкий, он и представлял концерты Дебюсси в Москве и в Петербурге. Французского музыканта принимали очень тепло, ему посвящали музыкальные вечера, посылали поздравительные телеграммы… Пожалуй, только пресса внесла диссонанс в восторженный хор почитателей таланта Дебюсси. Увы, критики судили музыку француза «со своей колокольни», упрекая за малоэмоциональность и скрупулезную точность, а заодно досталось и дирижерской технике музыканта. Зато стиль композитора оценил сам Римский-Корсаков. На концерте, где исполнялось одно из произведений Дебюсси, мэтра российской музыки спросили, как ему это нравится. На что тот ответил: «Лучше его не слушать; того и гляди, привыкнешь, а в конце концов и полюбишь».

Последние выпуски программы

Табула пятнадцатая. Дебюсси и Русские сезоны

Зал полон. Публика замерла в ожидании: чем сегодня удивит парижан русский кудесник мсье Дягилев? Каждая постановка Русских сезонов — это тайна, интрига… и повод для обсуждений. Первый контакт Дебюсси с антрепризой Дягилева состоялся без участия самого композитора.

Табула четырнадцатая. Дебюсси и Метерлинк

Уже первая сказка Мориса Метерлинка — Принцесса Мален — вызвала большой интерес у публики, особенно в среде музыкантов. Сразу несколько композиторов попросили у автора разрешение на использование сказки, среди них были Эрик Сати и Венсан д’Энди. Ну, а первым, кто действительно перенёс на оперную сцену произведение Метерлинка, стал Клод Дебюсси.

Табула тринадцатая. Дебюсси и импрессионизм… или символизм?

Известно, что термин «импрессионизм» Дебюсси применительно к своему творчеству не любил. Но почему?