«Белоснежка и семь гномов»
13 февраля 2015
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется», — гласит мудрая сказка. Очередное путешествие в программе «Бал» ведет нас извилистыми тропами сюжета о Белоснежке и семи гномах. В центре внимания — спящая красавица и прекрасный принц, которому суждено вернуть ее к жизни или… к новой реальности.
Эту сказку нам рассказали братья Гримм, Шарль Перро и Александр Сергеевич Пушкин. А в музыкальном мире она более всего полюбилась Петру Ильичу Чайковскому. Его бессмертный балет «Спящая красавица» известен во всем мире. Однако каждый из авторов предложил свой вариант сказки, в шифрах и нюансах которых нам предстоит разобраться — и вновь не без помощи науки и психоанализа.
«Ведь психоаналитики и исследователи фольклора отмечают, что творчество братьев Гримм подчеркнуто асексуально, — объясняет историк Алексей Пензенский. — Что же до сказки о Белоснежке и семи гномах, то она и вовсе — асексуальна до выхолощенности, то есть она совсем не на эту тему. А вот Шарль Перро решил по-другому. Он подумал: если принц увидел красивую спящую девушку, то почему бы ее не поцеловать? И был прав».
Поговорим о ключевых символах сказки — числе «семь», яблоке и зеркале; узнаем, откуда происходят гномы, и познакомимся с реальными прототипами истории. Но не будем забывать, что, проникая в сказку слишком глубоко, открываются удивительные и неведомые просторы — подчас довольно зловещие, но нередко и радостные…