«Галантные Индии» — шедевр французского Галантного века
16 января 2015
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Искусство я стремлюсь скрыть самим искусством», — говорил Жан-Филипп Рамо. Он жил в Галантный век короля Людовика XV — век просветителей, энциклопедистов и век воспевания человеческого естества. Его балет «Галантные Индии» — это четыре «амурные» истории, рассказанные волшебным музыкантом…
В то время «Индиями» назывались любые далекие заморские земли и экзотические неведомые страны, казавшиеся европейцам неисчерпаемыми источниками богатства, роскоши и наслаждений. Каждый из сюжетов балета переносит нас в новую часть света: первая картина «Великодушный турок» — в Турцию, вторая «Перуанские Инки» — в Перу, третья «Персидский праздник цветов» — в Персию, и четвертая «Дикари» — к индейцам Северной Америки.
Подлинный герой оперы — «естественный человек» в духе Руссо или Клода Гельвеция. «Мы называем их дикарями, — говорил Дидро, — но для меня их варварство менее порочно, чем наша городская цивилизация».
«Эта традиция восхищения естественным человеком, восходящая еще к эпохе Возрождения, с тех пор так и не прерывалась, — замечает историк Алексей Пензенский. — Еще Лев Толстой говорил о крестьянах, которые для человека его круга были теми же туземцами. Обратите внимание, что в крестьянской бытовой жизни ничего нет лишнего — ни в утвари, ни в одежде — всё для чего-то нужно. Эта своего рода рационалистическая эстетика, которая в равной степени была присуща всем энциклопедистам, естественным образом наложила сильнейшую печать в том числе и на творчество Рамо».