Наперекор гармонии мира: «Пена дней»

  • 9 января 2015
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«То, что я не хочу произносить словами, я могу выразить музыкой», — говорил Эдисон Денисов, автор оперы «Пена дней» по одноименному роману Бориса Виана. Композитор сам написал либретто, хотя, когда у него спрашивали: «А где же либретто?», он отвечал: «Сам роман и есть либретто — просто читайте…»
«Театр закрывается. Нас всех тошнит» (Д. Хармс)
_______________________________________________________________________________________________
Премьера оперы Э. Денисова состоялась в 1986 году в Париже. После этого «Пена дней» ставилась еще трижды — в небольших немецких городах и в Перми. Одну из последних постановок в декабре 2012 года представила Штутгартская опера. Спектакль был высоко оценен международной критикой и отмечен Дягилевской премией (2013).
_______________________________________________________________________________________________
Роман «Пена дней» написан в мрачной сюрреалистической эстетике. Юная и прекрасная Хлоя умирает от туберкулеза, который представлен Вианом, как цветок кувшинки, поселившийся в легких девушки. Победить его можно только при помощи другого цветка — враждебного кувшинке, способного убить ее своим запахом. Красивый и неожиданный образ болезни странным образом вызывает у читателя отвращение.
«Мистики назвали бы Бориса Виана человеком „черной луны“, — поясняет историк Алексей Пензенский. — „Черная луна“ — это травестия, способность видеть абсурдное в повседневных ситуациях; понимать, что большинство наших действий есть ритуал, и один ритуал всегда можно подменить другим. Но „черная луна“ нередко приводит к тому, что человек заигрывается, и ради красного словца не щадит Отца. Уязвимость души такого человека заключается в том, что в христианстве называется не чувствование святыни. Само по себе это не грех, но это слабость, которая может привести к падению человека».
Бросая печальный взгляд в прошлое, авторы программы «Бал» размышляют о людях послевоенной Европы — веривших в безобразную пену дней больше, чем в красоту, и не страшившихся своими фантазиями поколебать гармонию мира…

Последние выпуски программы

«Приглашение к танцу» Карла фон Вебера

Нас ждёт путешествие в волшебный таинственный сон — сон, после бала. И в этот раз на свои бальные вечера нас пригласил Карл Мария фон Вебер.

«Сказка о золотом петушке» Н.А. Римского-Корсакова

«Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок…» «Золотой петушок» — печальная, мудрая и страшная сказка. Почему-то считается, что это сатира на самодержавие. Но так ли все просто и бесхитростно?..

Правила истинной леди по Джейн Эйр

Мечты гораздо лучше правды, считала Шарлотта Бронте — автор самого знаменитого викторианского романа «Джейн Эйр». Нас же история Джейн Эйр интересует с точки зрения бала – неотъемлемой части жизни викторианского общества...