«Мавра» — комическая история с переодеваниями
26 декабря 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«...Люблю летать, заснувши наяву,
В Коломну, к Покрову…»,
— писал А. С. Пушкин в своей шуточной поэме «Домик в Коломне». Авторы программы «Бал» отправляются в провинциальную Россию XIX века, где кухарки бреются, а хозяйские дочери сбегают от родителей…
Премьера одноактной оперы Игоря Стравинского «Мавра» состоялась в парижской «Гранд-опера» 3 июня 1922 года силами антрепризы Сергея Дягилева. В своем произведении композитор «как бы реставрирует модель ранней комической „оперы в стихах“ и русского водевиля начала XIX века с небольшими сольными и ансамблевыми номерами». Здесь виртуозно совмещаются черты лирического романса, разудалой цыганской песни и плясовых ритмов русской кадрили.
Когда Стравинский взялся за этот сюжет, ему больше всего нравилась история с исчезновениями, странными предчувствиями.
«Мне снится цыганка. Я вижу, как цыганка сидит на берегу реки, течет река и цыганка играет на скрипке. Рядом с ней ее ребенок, который улыбается. Я проснулся, — пишет Стравинский, — и захотел записать эту мелодию…»