Балы лермонтовской эпохи

17 октября 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Авторы программы «Бал» отправляются в путешествие по балам лермонтовской эпохи: «Маскарад», «Герой нашего времени», «Княгиня Лиговская». Для вас играет Симфонический оркестр радио «Орфей» под управлением Сергея Кондрашева…
Алексей Пензенский: «В XIX веке бал был весьма неоднозначным весельем — можно сказать, весельем со слезами на глазах. Это практически была работа. Люди благородного происхождения обязаны были посещать балы. Еще Фонвизин спрашивал у Екатерины: „Отчего, матушка, у нас не стыдно не делать ничего?“. На что она ему вполне резонно возражала: „Жить в обществе не значит не делать ничего“. А бал это как раз и есть жизнь в обществе, это постоянное подтверждение своего статуса. И, как правильно отмечал Лотман, — на службе дворянин был государевым человеком, в семье он был патриархом, а на балу мог быть самим собой. За что и любили балы, за что их ценили, и зачем в принципе они были нужны — за тем, что там молодой, остроумный, умеющий великолепно танцевать, пусть даже бедный, не имеющий никаких связей и протекций, молодой поручик мог легко заткнуть за пояс какого-нибудь богатого генерала или полковника. Потому что на балу он мог быть самим собой, и его там ценили за то, какой он есть…»
Поговорим о том, как любили одеваться, какие танцы танцевали на балах, сколько длился полонез, что можно было «сказать» веером, и с какими целями на балы приходили офицеры, не желающие расставаться со своим оружием…

Последние выпуски программы

«Приглашение к танцу» Карла фон Вебера

Нас ждёт путешествие в волшебный таинственный сон — сон, после бала. И в этот раз на свои бальные вечера нас пригласил Карл Мария фон Вебер.

«Сказка о золотом петушке» Н.А. Римского-Корсакова

«Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок…» «Золотой петушок» — печальная, мудрая и страшная сказка. Почему-то считается, что это сатира на самодержавие. Но так ли все просто и бесхитростно?..

Правила истинной леди по Джейн Эйр

Мечты гораздо лучше правды, считала Шарлотта Бронте — автор самого знаменитого викторианского романа «Джейн Эйр». Нас же история Джейн Эйр интересует с точки зрения бала – неотъемлемой части жизни викторианского общества...