Дорогой в неведомое: «Лоэнгрин»
13 июня 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В нынешнем выпуске программы «Бал» нас ожидает путь на «парковку» волшебных лебедей. Речь идет об опере Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», но с несколько необычной точки зрения. Мы, конечно же, окажемся на балу XII века и будем обсуждать легенды, а еще вспомним «Царевну-лягушку» и «Аленький цветочек»…
1842 год. Вагнер впервые знакомится с легендой о Лоэнгрине. Верее прежде он читает историю о Вартбургском турнире рыцарей-певцов. Рыцари соревнуются — распевают баллады и складывают истории. Одна из этих историй фантастическая — о прекрасном рыцаре, который отправляется на помощь прекрасной девушке; женится на ней, но только с одним условием — она не должна спрашивать, кто он, откуда и зачем явился. Он появляется на прекрасном волшебном белом лебеде, и с этого всё начинается…
Вариантов историй о Лоэнгрине существует великое множество. Однако многие даже не подозревают о том, что такие, казалось бы, исконно русские сказки, как «Царевна-лягушка» и «Аленький цветочек» — это тоже вариации на тему этого фольклорного сюжета.
Герой или героиня связывает себя брачными отношениями с неведомым представителем противоположного пола, о происхождении которого ничего неизвестно, а на любые вопросы о его прошлой жизни наложено строжайшее табу. Примерно так звучит основополагающая концепция этого сюжета в научной аранжировке многих этнографов…