«Пуритане», или итальянский взгляд на английский протестантизм
9 мая 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Винченцо Беллини — мэтр бельканто, автор пышных роскошных опер и блестящих романтических историй в своем последнем детище — опере «Пуритане», хоть вновь и берется за любовный сюжет, но окрашенный таким ярким политическим цветом, что просто диву даешься. Что подвигло итальянского маэстро сменить пыл и страстность своего музыкального кредо на чопорность пуританской морали?..
«Наверное, по той же причине, что и любой гурман, когда изредка хочет черного хлеба с копченой колбасой, — рассуждает историк Алексей Пензенский. — Во-первых, это то, что итальянцы называют „bella figura“ — любовь к пышности, яркости и парадности. Трудно найти более католическую, по крайней мере, в том, что касается внешних и эстетических проявлений, страну и нацию, чем Италия. В этом отношении пуритане представляют собой абсолютно противоположный полюс: их скопидомство, или, как они сами это называют, экономность — полная противоположность итальянской расточительности. А также — чёрный цвет в одежде, внешняя аксетичность и закукленность. Словом, это работа на контраст — желание найти что-то из совершенно другого мира, другой параллельной вселенной. Для них это экзотика — так же как для нас анимистские культы Африки. Для южных, открытых, шумных, как погремушки, итальянцев такой же экзотикой и противоположностью выступает британский пуританский стиль…»
О том, как разворачивалось противостояние английского престола и пуритан, размышляем в очередном музыкально-историческом экскурсе программы «Бал».