«Портрет Дориана Грея»

  • 28 марта 2014
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Густой аромат роз наполнял мастерскую художника, а когда в саду поднимался летний ветерок, он, влетая в открытую дверь, приносил с собой то пьянящий запах сирени, то нежное благоухание алых цветов боярышника…», — так начинается один из самых изысканных романов ХХ века — «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, о котором пойдет речь в сегодняшней программе «Бал».
«Да и сама эпоха была, какая изысканная, — замечает на это историк Алексей Пензенский. — Как говорил замечательный писатель-фантаст Пол Андерсон, — идеальная эпоха для мужчины, если у тебя есть деньги, и если ты англосакс и протестант».
Цель человеческого бытия — стать произведением искусства. Именно эта идея заворожила Оскара Уайльда и хореографа Мэтью Борна. Его балет «Портрет Дориана Грея», когда он привез его в Москву, вызвал настоящий фурор; люди были в восторге от этой смелой, озорной и потрясающей хореографии.
Представьте себе, 1979 год. Я вхожу в бар. Там все танцуют. Это острое напряжение, и я вдруг чувствую, что я молод, прекрасен, что для меня нет ничего невозможного, а впереди — бездна времени. И я счастлив… (Мэтью Борн)
«Счастье молодого существа, его вера в бессмертие и в абсолютную возможность всего — эти чувства начинают угасать у человека с годами, — размышляет Ирина Кленская. — И, слава Богу, он примиряется со многими вариантами и вариациями. А Дориан Грей слишком задержался в том состоянии, и это его погубило».
«Не зря же у психопатологов есть даже понятие „синдром Дориана Грея“, — напоминает Алексей Пензенский, — вполне серьезный диагноз, который характеризуется болезненной зацикленностью на вечной молодости. Это своего рода попытка бросить вызов природе. Хотя во многом этот фазовый сдвиг можно объяснить архетипически: ведь, сколько мы знаем легенд, мифов и сказок о том, как человек продавал душу в обмен на вечную молодость и красоту. Это битва со временем. Но не стоит забывать о том, что времени нет только перед ликом Всевышнего, а старение — это естественный спутник того, что происходит на земле со времен грехопадения…».
Итак, авторы программы «Бал» приглашают в причудливый мир эстетизма викторианской Англии. Поговорим о том, как рождался миф, и во имя чего нужна вечная молодость…

Последние выпуски программы

«Приглашение к танцу» Карла фон Вебера

Нас ждёт путешествие в волшебный таинственный сон — сон, после бала. И в этот раз на свои бальные вечера нас пригласил Карл Мария фон Вебер.

«Сказка о золотом петушке» Н.А. Римского-Корсакова

«Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок…» «Золотой петушок» — печальная, мудрая и страшная сказка. Почему-то считается, что это сатира на самодержавие. Но так ли все просто и бесхитростно?..

Правила истинной леди по Джейн Эйр

Мечты гораздо лучше правды, считала Шарлотта Бронте — автор самого знаменитого викторианского романа «Джейн Эйр». Нас же история Джейн Эйр интересует с точки зрения бала – неотъемлемой части жизни викторианского общества...