Путешествие в Древнюю Галлию: «Норма» Винченцо Беллини
11 марта 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Моральный кодекс друида гласит: «Почитай богов, не твори зла, будь храбрым — вот путь, достойный человека». Сюжет французской трагедии Александра Суме, рассказывающий о любви жрицы храма друидов и римского проконсула, вдохновил молодого Винченцо Беллини на написание оперы. Премьера «Нормы», одного из шедевров традиции бельканто, состоялась 26 декабря 1831 года в «Ла Скала»…
Восхищенный Вагнер говорил об опере Беллини: «Из всех творений композитора именно в этой опере соединилась глубокая реалистичность, мелодическое богатство и наиболее сокровенные чувства».
На это историк Алексей Пензенский возражает: «Уж в чем в чем, а в реалистичности Беллини здесь упрекнуть никак нельзя».
В творении Беллини и Романи (либреттист) много вымысла и фантазии, но вот под какими веяниями события исторической летописи преображались в умах восторженных творцов?
Алексей Пензенский поясняет: «Любая опера никоим образом не должна служить историческим источником, и было бы крайне наивно полагать, что публика идет на спектакли, чтобы узнать, как тогда жили люди, или какова была диспозиция, скажем, римских войск против галльских. Приходя в театр, зрители, прежде всего, ищут сходство поступков и сходство мотивов; это так называемая народная история — та цепь, которая связывает прошлое с настоящим. Вот вам, пожалуйста — без малого две тысячи лет назад люди были готовы принести себя в жертву ради любви. А ведь если вспомнить, что это 30-е годы, романтизм, Байрон — словом, подобные эмоциональные состояния в ту пору были в моде…»
Из романтически настроенной Италии 30-х годов XIX века мы перенесёмся в 50-й год до нашей эры — в языческую Галлию, где культ служения богам почитался превыше всего, а страсть и непреложный ритуал соседствовали бок о бок…