Г. Ф. Гендель — «Ацис и Галатея»
26 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Ацис и Галатея» — первая «лондонская» опера Генделя — погружает нас в мифологическое царство пастушков и нимф. Но «аркадская идиллия» юного Ациса и прекрасной Галатеи длится недолго. В приступе ревности одноглазый циклоп Полифем убивает Ациса, а безутешная нимфа превращает кровь своего погибшего возлюбленного в живительный ручей…
Опера-оратория «Ацис и Галатея» была сочинена Георгом Фридрихом Генделем в 1718 году для Лондонского театра. Это стало его первым произведением, целиком написанным на английском языке, без дублирования на итальянский. Генделю хотелось всеми силами укрепиться в Лондоне — именно здесь он видел свое будущее. Поэтому к языку либретто и вкусам английской публики композитор приспособил и требования музыкальной выразительности. В частности, в этой первой лондонской опере-оратории особенно выражено влияние музыкального стиля Перселла, английских верджиналистов и английской народной музыки.
Авторов программы «Бал» по традиции интересует вопрос: «Почему?». Почему многообещающего молодого композитора заинтересовала именно эта одновременно незамысловатая и весьма затейливая легенда?
Историк Алексей Пензенский убежден, что всё дело в моде на античные сюжеты, где особым спросом пользовались три любовные линии — взаимоотношения между богами, между богами и людьми и, наконец, между стихиалиями (нимфами) и человеком.
Вместе с тем поговорим о нравах капиталистической Англии и том, как античный миф об Ацисе пришелся ко двору новой идеологии…