Жан-Батист Люлли — «Армида»

5 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Опасными тропами любви проложен путь в прекрасные сады Армиды. Последняя опера Жана-Батиста Люлли разрешается весьма нетрадиционным для эпохи трагическим концом, который роковым образом отозвался и на судьбе ее автора: король, прежде не пропускавший ни одного представления своего любимого композитора, премьеру «Армиды» проигнорировал, а вскоре после этого ушел из жизни и сам Люлли…
О муза… знаешь ты, как правда, прикрытая поэзией, способна повелевать мятежными сердцами.
Торквато Тассо. «Освобожденный Иерусалим»
Страстный и сумрачный гений Тассо привлекал Жана-Батиста Люлли. В своих записях композитор объяснял это так: «Очень много мелодий у этого гениального человека Торквато Тассо, и каждая мелодия звучит по-своему».
«Армида» была заказана в мае 1685 года королём Людовиком XIV, который сам выбрал этот сюжет, завершив тем самым «рыцарскую» трилогию Люлли по поэме Тассо, начатую операми «Амадис» (1684) и «Роланд» (1685). Этот выбор отражал размышления короля о религии и морали после смерти королевы в 1683 году и заключённого год спустя тайного брака с мадам де Ментенон.
Впервые «Армида» была представлена в парижском Пале-Рояль, в декорациях Берэна, в присутствии Великого Дофина, однако сам Король, вопреки сложившейся традиции, на премьеру не пришёл. А спустя год навсегда прервалась жизнь основоположника французской национальной оперы Жана-Батиста Люлли.
Алексей Пензенский: «Когда мы говорим об эпохе „короля-солнце“ Людовика XIV, то самое верное слово к определению этой эпохи — изощренность. Не изощренных страстей во времена Людовика XIV просто не было. Это же было время абсолютной монархии, и надо сказать, что недавние предки Людовика во главе с Генрихом IV дорого заплатили за свой абсолютизм. Собственно говоря, последние сто лет истории Франции были наполнены борьбой французских кланов, у каждого из которых, как известно, своя фантазия. С этой точки зрения Людовик XIV был, пожалуй, самым ярким представителем французского абсолютизма. Также как он являлся олицетворением государства („L`état c`est moi“[1]), олицетворением его эпохи стали эти яркие — солнечные — страсти. Коротко говоря, это было горение до конца!..»
__________________________________________________________________________________________
[1] «L`état c`est moi» (фр. «Государство, это — я») — фраза, приписываемая Людовику XIV, который, по преданию, 13 апреля 1665 года явился в парламент, где и произнёс эти слова в ответ президенту, выдвигавшему на первый план интересы государства.

Последние выпуски программы

«Приглашение к танцу» Карла фон Вебера

Нас ждёт путешествие в волшебный таинственный сон — сон, после бала. И в этот раз на свои бальные вечера нас пригласил Карл Мария фон Вебер.

«Сказка о золотом петушке» Н.А. Римского-Корсакова

«Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок…» «Золотой петушок» — печальная, мудрая и страшная сказка. Почему-то считается, что это сатира на самодержавие. Но так ли все просто и бесхитростно?..

Правила истинной леди по Джейн Эйр

Мечты гораздо лучше правды, считала Шарлотта Бронте — автор самого знаменитого викторианского романа «Джейн Эйр». Нас же история Джейн Эйр интересует с точки зрения бала – неотъемлемой части жизни викторианского общества...