Антонио Вивальди — «Неистовый Роланд»
22 октября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Не уставая рвать повествований нить,
Ведет туда-сюда, не зная сам, как быть,
Запутанный рассказ о рыцарских скандалах…».
Авторы программы «Бал» размышляют о неиссякаемой популярности легенды о неистовом Роланде, погружающей нас в пылкий и вдохновенный мир рыцарских романов…
Алексей Пензенский: «XVI век – это уже кризис позднеренессансного гуманизма, фактически массовый отказ от концепции грядущего „золотого века“. Это ироническое — иногда, как даже кому-то кажется, сатирическое — переосмысление странного наследия под названием рыцарский роман. Мы можем восхищаться Франсуа Рабле и упиваться Монтенем, но мы не должны забывать, что самым популярным жанром в то время были рыцарские романы — мега-бестселлеры, переводившиеся на все языки Европы. Однако в первой трети XVI века рыцарский роман пал. Некоторое время его еще продолжали читать по инерции, пока Сервантес не поставил на нем окончательный могильный камень. Но тогда — в XVI веке всё это выглядело веселее…»
Ярким примером ренессансного рыцарского романа является эпическая поэма итальянского поэта Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд». Как замечает Д. Е. Михальчи: «Главным героем автор сделал образцового рыцаря в гуманистическом понимании, неизменного покровителя угнетенных, борца за справедливость; в его лице воплощены в преобразованном виде идеальные качества, которыми обладали герои лучших испанских романов об Амадисе Галльском».
В этом произведении под эгидой «рыцарства» находит выражение возрожденческий миф о гуманизме. Если для менталитета средневекового человека ключевым является понятие Бога, то в эпоху Ренессанса на первый план выходит идея антропоцентризма и миф о всесилии человеческого разума: безумие Роланда лишает его абсолютно всех качеств, которыми он обладал. Но когда Астольфо исцеляет друга, рыцарь становится «еще более умен и мужествен».
Другая линия романа повествует о счастливой любви молодого сарацинского воина Руджеро и христианской воительницы Брадаманты, которым предстоит стать родоначальниками феррарской герцогской династии д`Эсте.
Все эти сюжетные коллизии нашли отражение в одной из самых знаменитых опер Антонио Вивальди — «Orlando furioso». Разыскивая Анджелику, могучий рыцарь Роланд неожиданно узнает, что юная красавица, любви которой добивалось множество рыцарей, полюбила сарацинского воина Медоро. Горю и отчаянию Роланда нет предела. Он теряет рассудок и движется по миру, все сокрушая на своем пути, пока его кузен — рыцарь Астольфо не совершает полёт на Луну, где хранятся вещи, потерянные людьми на земле. Он находит и возвращает Роланду его рассудок, хранившийся в увесистом сосуде.
О том, что происходит, когда разум блокируется порывом чувств, и почему человек не желает отказываться от иллюзий — по следам «Неистового Роланда» размышляем в программе «Бал»…