Клод Дебюсси — «Пеллеас и Мелизанда»

26 марта 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Пеллеас и Мелизанда» — одна из самых загадочных и знаковых опер во всей французской культуре. Созданной уже в ХХ веке, ей присущи все атрибуты романтической оперы: таинственный лес, старинный замок, шум морских волн, фонтаны, гроты… И этот антураж идеален для странных и загадочных героев Дебюсси.
Когда Клод Дебюсси впервые встретился с труппой, которая должна была исполнять его музыку к поэтической пьесе «Пеллеас и Мелизанда», он сделал очень странное вступительное замечание: «Прежде всего, дамы и господа, вы должны забыть, что вы певцы». Все усилия композитора в процессе написания оперы были положены на то, чтобы уловить и воссоздать в высшей степени поэтическую, почти мистическую атмосферу метерлинковской истории о сказочной средневековой стране, которой никогда не существовало в реальности. Эта опера поразительно отличается от любой другой, когда-либо ставившейся на французской сцене или где бы то ни было еще. Даже сегодня, более ста лет спустя, многие, кто слушат ее впервые, находят ее странной. Но каждый раз, вслушиваясь, неизбежно попадаешь под обаяние ее магических чар. Это очарование излучает поэтичнейшая природа самой пьесы Метерлинка. И его необычайно усиливает скромная по примененным средствам, импрессионистическая по духу партитура Дебюсси. Здесь композитору удалось расширить палитру музыки, создав массу всевозможных полутонов для раскрытия тончайших колебаний чувств.
Разгадывая оперу Дебюсси, авторы программы «Бал» обращаются к ее мистической символике, выводящую к мотивам Святого Грааля, философии катаров и алхимическим традициям…

Последние выпуски программы

«Приглашение к танцу» Карла фон Вебера

Нас ждёт путешествие в волшебный таинственный сон — сон, после бала. И в этот раз на свои бальные вечера нас пригласил Карл Мария фон Вебер.

«Сказка о золотом петушке» Н.А. Римского-Корсакова

«Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок…» «Золотой петушок» — печальная, мудрая и страшная сказка. Почему-то считается, что это сатира на самодержавие. Но так ли все просто и бесхитростно?..

Правила истинной леди по Джейн Эйр

Мечты гораздо лучше правды, считала Шарлотта Бронте — автор самого знаменитого викторианского романа «Джейн Эйр». Нас же история Джейн Эйр интересует с точки зрения бала – неотъемлемой части жизни викторианского общества...