История Индии в картинках — «Синий бог»

  • 5 марта 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Целый пантеон индийских богов ожидает вас в сегодняшнем выпуске программы «Бал», посвященном одному из легендарных балетов «Русских сезонов» Сергея Дягилева — «Синий бог»…
«Синий бог» был задуман еще в 1911 году. Балет предполагалось приурочить к коронационным торжествам в Лондоне, однако свет рампы он увидел только год спустя. В постановке были задействованы главные силы дягилевской антрепризы: хореография Михаила Фокина, сценография и костюмы Льва Бакста, либретто Жана Кокто, музыка Рейнальдо Гана, исполнение Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной.
В основу балета легла древняя сиамская легенда. Юношу, выбранного в качестве нового жреца, вынуждают пожертвовать своей любовью и принять обряд посвящения. Девушка, преодолев все препоны, пробирается к священному цветку лотоса у разрушенного храма глубоко в джунглях, где должен свершиться обряд, и пытается убедить любимого остаться с ней. Сердце юноши дрогнуло, но жрецы жестоки и неумолимы: несчастную связывают и оставляют на растерзание чудовищу. В момент появления жуткого монстра цветок лотоса раскрывается, является богиня и призывает на помощь своего сына — Синего бога. Волшебным танцем и звуками свирели Синий бог заклинает чудовище. Оно убирается восвояси, любящие сердца воссоединяются, и Синий бог по золотой лестнице поднимается в свою небесную обитель.
Алексей Пензенский: «...Своим появлением Синий бог недвусмысленно расставляет акценты: ему не нужны жертвы такой ценой, а нужно совсем другое, и жрецы ничего не понимают — они служат культу, но не богу…»
Декорация Бакста в оригинальной постановке изображала высеченный в скале древнеиндийский пещерный храм. Оранжево-коричневая скала представала на фоне ослепительно-синего южного неба. В костюмах браминов, баядерок, дервишей, служителей храма в разных оттенках сочетались серый, зеленый и коричневый цвета. Преобладали также белый и золотой. Широко были использованы Бакстом тесьма, веревки, сетки; юбки женщин по форме напоминали колокола.
Внимание Фокина на этот раз было сосредоточено не на драматизме сюжета и не на созвучии хореографии музыке, а на так называемой этнографичности индийской пластики, в которой чувствовалась и большая эрудиция, и тщательное изучение документов, и художническая догадка при переложении статической индийской иконографии в хореографическую динамику.
Многочисленные фотографии запечатлели Нижинского в заглавной роли. Каждая его поза кажется скопированной с индийского танца и индийской скульптуры. Партия Синего бога на много лет вперед определила подход балетного театра к индийской тематике и пластике, отразилась даже на танцах, вставленных впоследствии в «Баядерку».
Обращаясь к балету, авторы программы «Бал» размышляют об особенностях индийской мифологии, философии и культуры: вы узнаете, почему Шива изображается в синем цвете, а корова считается священным животным, сколько богов в древнеиндийском брахманизме, и как распределяются роли в кастовом обществе. А также о том, как сделать правильный выбор между любовью и призванием, а, сделав его, не пожалеть о последствиях в будущем…

Последние выпуски программы

«Приглашение к танцу» Карла фон Вебера

Нас ждёт путешествие в волшебный таинственный сон — сон, после бала. И в этот раз на свои бальные вечера нас пригласил Карл Мария фон Вебер.

«Сказка о золотом петушке» Н.А. Римского-Корсакова

«Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок…» «Золотой петушок» — печальная, мудрая и страшная сказка. Почему-то считается, что это сатира на самодержавие. Но так ли все просто и бесхитростно?..

Правила истинной леди по Джейн Эйр

Мечты гораздо лучше правды, считала Шарлотта Бронте — автор самого знаменитого викторианского романа «Джейн Эйр». Нас же история Джейн Эйр интересует с точки зрения бала – неотъемлемой части жизни викторианского общества...