«Анастасия»: история одной русской княжны

12 февраля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Обращаясь к балету знаменитого английского хореографа Кеннета МакМиллана «Анастасия» на музыку Богуслава Мартину, авторы программы «Бал» вспоминают страшные страницы русской истории, связанные с расстрелом последнего российского императора Николая II и его семьи, произведенного в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в «Доме особого назначения» — особняке Ипатьева в Екатеринбурге…
В основу сюжета балета легла распространившаяся в начале 1920-х годов легенда о том, что будто бы одной из дочерей царской семьи — а именно Великой княжне Анастасии — удалось спастись от расстрела и сбежать в злополучную ночь из подвала Дома Ипатьева.
Возбуждению и распространению слуха способствовало и то, что в 1920 году в одной из психиатрических клиник Германии появилась пациентка по имени Анна Андерсон. На теле у пострадавшей имелись характерные увечья, в том числе, по свидетельствам врачей, с полдюжины штыковых ранений на спине. Впоследствии Анна называла себя спасшейся княжной Анастасией, утверждая, что солдат по фамилии Чайковский сумел вытащить её раненой из подвала Дома Ипатьева после того как увидел, что она ещё жива.
Тем не менее, никто из родственников семьи Романовых, навещавших в лечебнице Андерсон, не подтвердил сходства между Великой княжной и душевнобольной. Анна была признана самозванкой и на сегодняшний день остается самой известной из лже-Анастасий в истории.
Однако кандидат исторических наук Алексей Пензенский имеет основания полагать, что даже, если бы реальной княжне Анастасии действительно удалось спастись, то едва ли кто-нибудь из родственников согласился бы ее признать: слишком уж велика была цена вопроса.
Алексей Пензенский: «...Надо сказать, что не все Романовы разделили радость обнаружения „царской“ дочери. Известно, что на счетах императорской семьи находились колоссальные средства в золоте, и это был своеобразный „джек-пот“ — на них претендовали очень многие. Это подготовило „благодатную“ почву для всякого рода мошенников: к тому времени прошло уже достаточное количество времени для того, чтобы всякое несходство объяснить возрастом. Тем более что речь шла о подростке. С другой стороны, если бы вдруг чудом объявился сам спасенный император, то оставшаяся к тому моменту свора Романовых не признала бы и его тоже. Надо сказать, отношения между ними были без преувеличения плохими…»

Последние выпуски программы

«Приглашение к танцу» Карла фон Вебера

Нас ждёт путешествие в волшебный таинственный сон — сон, после бала. И в этот раз на свои бальные вечера нас пригласил Карл Мария фон Вебер.

«Сказка о золотом петушке» Н.А. Римского-Корсакова

«Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок…» «Золотой петушок» — печальная, мудрая и страшная сказка. Почему-то считается, что это сатира на самодержавие. Но так ли все просто и бесхитростно?..

Правила истинной леди по Джейн Эйр

Мечты гораздо лучше правды, считала Шарлотта Бронте — автор самого знаменитого викторианского романа «Джейн Эйр». Нас же история Джейн Эйр интересует с точки зрения бала – неотъемлемой части жизни викторианского общества...