Арнольд Шенберг — «Лунный Пьеро»
10 февраля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Если это искусство — значит, это не для всех; а если это для всех — значит, это не искусство», — писал Арнольд Шенберг. В 1912 году он создал свой знаменитый вокальный цикл «Лунный Пьеро», который стал квинтэссенцией музыки композитора атонального периода его творчества…
С одной стороны, цикл «Лунный Пьеро» восходит к романтической традиции Шуберта и Малера, но с другой, представляет собой яркий образец атонального творчества Шенберга начала XX века.
На создание этого произведения композитора сподвигла актриса Альбертина Цеме, которая в то время специализировалась на мелодекламации. В основу сочинения легли тексты бельгийского поэта Альбера Жиро из его сборника «Лунный Пьеро» (1884 г.), содержащего 50 ронделей. Тексты были взяты в переводе Отто Эриха Гартлебена.
Выбрав 21 стихотворение, Арнольд Шенберг скомпоновал их, отклоняясь от композиции сборника, чтобы создать новый идейный контекст, который нашел свое выражение в членении на три мелодрамы по семь номеров.
В предисловии Шенберг написал:
«Записанная нотами мелодия для голоса (кроме особо указанных исключений) не предназначена для пения. Перед исполнителем стоит задача сделать из нее мелодию речевого пения, не забывая о предписанной высоте звуков…».
Обращаясь к вокальному циклу Шенберга, авторы программы «Бал» размышляют об амбивалентности луны, проблеме человека и его подсознания, метафизическом беспокойстве и «людях лунного света», появившихся в искусстве на рубеже веков…