Морис Равель — «Дитя и волшебство»

  • 5 февраля 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Одноактная опера Мориса Равеля «Дитя и волшебство», которую сам композитор называл «лирической фантазией», была написана в 1925 году и поразила публику своим абсолютным новаторством. Равель переложил на музыку историю французской писательницы Габриель Сидони Колетт об очень непослушном и неприятном мальчике. Однажды ночью все сломанные им игрушки и обитатели сада, которых он мучил, оживают и объединяются, чтобы отомстить…
Равель хотел воплотить в музыке видения и фантазии ребенка, преображающие предметы внешнего мира. Герой оперы — шестилетний мальчик, наказанный матерью за непослушание. В отместку он пытается сломать и испортить все, что попадается под руку. Во сне мир неузнаваемо преображается, и мальчик начинает постигать, что все вокруг него полно жизни. Тяжело вздыхает раненное его ножом дерево, белка жалуется, что мальчик мучает ее подружку, тоскуют друг без друга пастухи и пастушки с обоев, «разлученные» им. Под воздействием окружающего в ребенке пробуждается любовь ко всему живому и доброму.
Либретто оперы содержит мотивы различных сказок — Перро, братьев Гримм, Андерсена, Метерлинка и само построено по законам волшебной сказки: здесь и отлучка родителей, и переход в другой мир («таинственный лес»), и посвящение, пройдя которое Дитя открывает в себе новое чувство — сострадание — и возвращается в реальный мир, к маме.
Обращаясь к камерной опере Мориса Равеля, авторы программы «Бал» размышляют о двойственности детского миросозерцания — проблеме безгрешности, с которой младенцы рождаются на свет, и неосознанной жестокости, свойственной многим детям в самый ранний период их жизни.
Почему вещи «страдают»? Алексей Пензенский видит в этом недвусмысленный мотив, раскрывающий особое отношение к предметам в XIX веке:
«...Образы оперы это „ветер“ из прежней эпохи — когда вещи не „любили“, чтобы на них смотрели просто так. Помните выдающуюся картину Ингмара Бергмана „Фанни и Александр“: злой и страшный XIX век представлен там разными персонажами, но у каждого из них своя правда. Это эпоха, когда каждая вещь передавалась из поколения в поколение. Тогда было не принято выбрасывать вещи — их чинили. Любая вещь была частью дома, а значит и жизни…»

Последние выпуски программы

«Приглашение к танцу» Карла фон Вебера

Нас ждёт путешествие в волшебный таинственный сон — сон, после бала. И в этот раз на свои бальные вечера нас пригласил Карл Мария фон Вебер.

«Сказка о золотом петушке» Н.А. Римского-Корсакова

«Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок…» «Золотой петушок» — печальная, мудрая и страшная сказка. Почему-то считается, что это сатира на самодержавие. Но так ли все просто и бесхитростно?..

Правила истинной леди по Джейн Эйр

Мечты гораздо лучше правды, считала Шарлотта Бронте — автор самого знаменитого викторианского романа «Джейн Эйр». Нас же история Джейн Эйр интересует с точки зрения бала – неотъемлемой части жизни викторианского общества...