Джан Карло Менотти — «Медиум»
20 ноября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В неспокойный мир духов и медиумов приглашает нас опера одного из самых известных американских композиторов Джана Карло Менотти «Медиум». Произведение оказалось символичным для ХХ столетия. Размышляя о «Медиуме» Жан Кокто, писал: «Менотти удалось создать магическую атмосферу и психологическое ощущение драматической напряженности века»…
Человеческая страсть, сильные переживания, ощущение трагической случайности и неизбежности — вот темы, которые интересовали композитора при сочинении оперы. Сам Менноти упоминал, что на создание «Медиума» его вдохновила история из жизни:
«Хотя опера была написана лишь в 1945 году, идея „Медиума“ пришла мне в голову в 1936 году, в маленьком австрийском городке Санкт-Вольфганг, неподалеку от Зальцбурга. Друзья пригласили меня побывать на спиритическом сеансе у них дома. Я с готовностью принял их приглашение, но, должен признаться, отнесся к этому весьма скептически. Однако, когда сеанс начался, мною стала овладевать какая-то тревога. Хотя я не видел ничего необычного, постепенно мне стало ясно, что мои хозяева, страстно желавшие во все это верить, действительно видят и слышат свою умершую дочь Додли (имя, которое я, между прочим, сохранил в своей опере). Именно я, а не они, чувствовал, что сбит с толку. Созидательная сила их веры и убеждения заставила меня пересмотреть мой скептицизм и изумиться сложности мира».
В послевоенной Америке была распространена мода на коммерческий оккультизм: по статистическим данным в стране насчитывалось более семисот тысяч (!) медиумов при населении, не превышающем двести миллионов человек. Обращаясь к историческим и социальным предпосылкам возникновения такой оперы как «Медиум», авторы программы «Бал» пытаются ответить на вопрос — почему во все времена люди с гипнотическим упорством искали пути проникновения в сомнительный мир духов?..