Руджеро Леонкавалло — «Паяцы»
13 ноября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Пора выступать! Пора надеть костюм! Смейся, Паяц, Над разбитой любовью, Смейся, Паяц, ты над горем своим!», — кто из нас в минуты отчаяния не вспоминал эти строки. «Паяцы» Руджеро Леонкавалло — опера, которая до сих пор с оглушительным успехом покоряет театральные сцены…
Алексей Пензенский: «Паяцы» — это конец XIX века — эпоха, когда мир чувств окончательно вытесняет и замещает религию в сознании европейского человека. Это эпоха символизма и поиска мировой женственности, в том числе и в искусстве.
Ирина Кленская: А еще это время веризма, когда сюжет должен быть заимствован исключительно из жизни простых людей. Чем проще люди, их отношения и быт, в котором они существуют, тем это становится интереснее.
А.П.: Да, это так — считается, что, чем меньше социальных условностей накручено вокруг сюжета, тем типичнее ситуация и ее герои.
И.К.: Если раньше сцену заполняли князья и графы, цари и фантастические существа, волшебники и волшебницы, то в творчестве веристов на передний план вышел обыкновенный человек.
А.П.: С утратой религии, поменялось и предназначение искусства: если раньше на представление шли ради развлечения и отдохновения, чтобы увидеть нечто совершенно непохожее на то, что встречается в повседневной жизни, то отныне в персонажах стремились искать и узнавать самих себя…
Работа композитора над оперой была вдохновлена успехом оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь», к которой «Паяцы» близки и по тематике, и по музыкальному решению. Сюжет «Паяцев», по утверждению Леонкавалло, восходит к его собственным детским воспоминаниям. Его отец, работавший судьёй, будто бы разбирал подобное судебное дело: ревнивый актер странствующей труппы во время представления убил неверную жену и ее любовника. Специалисты, однако, полагают, что сюжетная основа оперы заимствована из пьесы Катюля Мендеса, которую Леонкавалло мог видеть, когда жил в Париже.
Опера «Паяцы» прославила своего автора в веках и стала единственной в репертуаре композитора, снискавшей мировую известность и признание. Ирина Кленская и Алексей Пензенский раскрывают секреты успеха детища Леонкавалло. Что это было — счастливая случайность, предчувствие актуальной тенденции или ловкое попадание в сюжет?..
Алексей Пензенский: «В христианстве женственность воплощает Богородица. Неслучайно действие оперы разворачивается в Праздник Успения Пресвятой Девы Марии. Таким образом проводится символическая параллель. В традиционном европейском обществе происходит замещение: на смену той женственности, которую воплощала собой Богородица, приходит женственность, за которую перерезают горло. <…> С неба уходит Создатель, а, как известно, „свято место пусто не бывает“ — появляется что-то другое — то, с чем человек уже далеко не всегда может совладать.
<…> «Паяцы» — это история о новом человеке: ты прогнал Бога, ты поклоняешься любви, ты открыл мир эмоций внутри себя! Следующий вопрос — что ты с этим миром теперь будешь делать? Потому что тонкий мир эмоций зачастую приводит к совсем не тонким последствиям…»