«Волшебный стрелок»

23 октября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Вместе с оперой Карла Марии фон Вебера «Волшебный стрелок» авторы программы «Бал» приглашают в мир заколдованных стрел с тем, чтобы вновь поговорить о странностях и испытаниях любви…
Что есть любовь для человека? Самый чистый эфирный язык страстей, который имеет тысячи оттенков.
Ирина Кленская: Карл Мария фон Вебер был настоящим волшебником. Вся музыка, которую он писал, была волшебной. Он любил сказки…
Алексей Пензенский: А это и неудивительно — волшебной опере полагается волшебная музыка…
И.К.: «Вольный стрелок» для всей немецкой культуры имел огромное значение. Первая национальная опера: немецкий сюжет, немецкая мифология, немецкие идеи и немецкая гордость. В итальянской опере, которая господствовала в то время на сцене, ничего подобного не было…
А.П.: Да, ведь это было своего рода соперничество южных и заальпийских школ.
И.К.: Опера «Волшебный стрелок» создавалась в то время, когда творил Гегель, и романтическая немецкая философия цвела пышным цветом…
А.П.: Да, и романтизм — это было нечто более глубокое и сложное, чем кому-то может представляться. Романтизм в своей борьбе с классицизмом делал искусство трехмерным — объемным. Если в классицизме все было предельно ясно, и акценты были расставлены изначально, зачастую просто по фамилиям персонажей, то в романтизме герои стали гораздо более ньюансированными. С другой стороны, XIX век — это время наступления на религию. Поскольку свято место пусто не бывает, для большинства просвещенных людей, когда трон освобождается, республика все равно не приходит — трон занимает что-то другое. Чем плох в этом смысле романтизм, с моей точки зрения, — не тем, что он сделал всех людей атеистами, а тем, что подменил богов. Если в эпоху классицизма главным арбитром был Всевышний, то в эпоху романтизма роль религии принял на себя поиск абсолютной любви. А это вещь заведомо недостижимая, поскольку идеальных людей не бывает…
Авторы программы «Был» обращаются к легендам, положенным в сюжет «Волшебного стрелка», проникая в символику оперы и размышляя над тем, как научиться жить так, чтобы не нарушать гармонию мира…

Последние выпуски программы

«Приглашение к танцу» Карла фон Вебера

Нас ждёт путешествие в волшебный таинственный сон — сон, после бала. И в этот раз на свои бальные вечера нас пригласил Карл Мария фон Вебер.

«Сказка о золотом петушке» Н.А. Римского-Корсакова

«Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок…» «Золотой петушок» — печальная, мудрая и страшная сказка. Почему-то считается, что это сатира на самодержавие. Но так ли все просто и бесхитростно?..

Правила истинной леди по Джейн Эйр

Мечты гораздо лучше правды, считала Шарлотта Бронте — автор самого знаменитого викторианского романа «Джейн Эйр». Нас же история Джейн Эйр интересует с точки зрения бала – неотъемлемой части жизни викторианского общества...