Н.А. Римский-Корсаков — «Пан Воевода»
9 октября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Пан Воевода» — тринадцатая по счету опера Николая Андреевича Римского-Корсакова, которая относится к позднему периоду творчества композитора. Страстная история любви разворачивается в Польше XVI века…
Римский-Корсаков заказал либреттисту И. Ф. Тюменеву пьесу из польского быта ХVI-ХVII столетия драматического содержания без политической окраски. Фантастический элемент должен был быть в ограниченном количестве, например, в виде гадания или колдовства. Желательны были и польские танцы. Свою оперу композитор посвятил памяти Фредерика Шопена.
Вот, что писал сам Римский-Корсаков о создании оперы «Пан Воевода»: «Мысль написать оперу на польский сюжет давно занимала меня. С одной стороны, несколько польских мелодий, петых мне в детстве матерью, все-таки преследовали меня; с другой — влияние Шопена на меня было несомненно, как в мелодических оборотах моей музыки, так и во многих гармонических приемах, чего, конечно, прозорливая критика никогда не замечала. Польский национальный элемент в сочинениях Шопена, которые я обожал, всегда возбуждал мой восторг.
В опере «Пан Воевода» мне захотелось заплатить дань моему восхищению этой стороной шопеновской музыки и мне казалось, что я в состоянии написать нечто польское, народное…»
Властный и жестокий воевода отнимает у молодого шляхтича Чаплинского его невесту Марию. Брошенная воеводой его любовница Ядвига решает извести соперницу. Она обращается за помощью к колдуну Дорошу и получает у него яд. На праздничном балу, устроенном в честь свадебного торжества Марии и воеводы, появляется Чаплинский — он хочет освободить Марию. В тот самый момент воевода неожиданно прозревает и понимает, что любит только свою ненаглядную Ядвигу. Но слишком поздно — отравленный кубок, предназначенный для Марии, выпивает сам воевода…