В. А. Моцарт — «Похищение из сераля»
5 июня 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Моцарт сочинял «Похищение из сераля» в один из самых счастливых периодов своей жизни. Ему едва исполнилось двадцать шесть лет, он без ума от Констанцы Вебер и намеревается жениться на ней, что и делает спустя три недели после премьеры. Всe эти радости нашли отражение и в музыке оперы…
Вена ХVIII века была помешана на всем турецком. Здесь бытовали турецкие костюмы, турецкие прически, рассказывались всевозможные турецкие истории и звучало много турецкой музыки. Некоторые фортепиано того времени были оснащены всевозможными барабанчиками и колокольчиками, дабы на них можно было производить «турецкие эффекты». История создания «Похищения из сераля» и сама ее музыка — тоже часть этой туркомании. Это ощущается в образе благородного паши, захватившего красивую молодую испанку Констанцу и ее служанку Блондхен, а также Педрилло, слугу молодого испанского вельможи по имени Бельмонт, но не причинившего своим пленникам никакого зла.
Вместе с оперой Моцарта авторы программы «Бал» изучают порядки Османской империи и нравы турецкой монархии XVI века, вспоминают фигуру ее легендарного правителя — жестокого, но крупного государственного деятеля Сулеймана Великолпеного, а также прослеживают трансформацию Моцарта от неисправимого холостяка до убежденного семьянина…