Игорь Стравинский — «Петрушка»
15 мая 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Знали ли вы, что культовый персонаж русского народного кукольного театра — знаменитый Петрушка — вышел из свирепого убийцы и злодея Гиньоля?.. Вместе с балетом Игоря Стравинского авторы программы «Бал» погружаются в мистику кукольных представлений…
Алексей Пензенский: …Бенуа в своих воспоминаниях оставил очень интересные записки о тех представлениях, которые он видел на улицах. А ведь это та самая малая национальная культура, которая исчезла, будучи практически не зафиксированной. Мы не так много знаем об эволюции народного кукольного театра. Тем не менее, доподлинно известно, что Стравинский значительно облагородил образ Петрушки по сравнению с его фольклорным прототипом…
Ирина Кленская: Облагородить-то облагородил, но оставил все, что было в нем и страшного, и смешного…
А.П.: Русский Гиньоль — ближайший родственник Петрушки (впрочем, не такой уж он народный и не такой уж он и древний, как принято полагать) — изначально был не кем иным, как махровым убийцей и разбойником, который убивал своей дубинкой едва ли не всех подряд на своем пути.
И.К.: Однако, интересно, что Петрушка в том виде, в каком мы его знаем сегодня, впервые появился в XVII веке. Его обычно изображали очень ярко: красная рубаха, холщевые штаны, остроконечный колпак с кисточкой, и, конечно, он — остряк и похабник…
А.П.: И при этом, кстати, он — не русский: нос у него совершенно не русской формы, он — смуглокожий, а еще характерный оскал, который часто по незнанию принимают за улыбку. Это не улыбка, а именно оскал. Тем более, учитывая тот факт, что русская национальность принадлежит к ветви северных народов, где постоянно улыбаться было не в правилах — «Где смех, там и грех». А потому персонаж, который все время скалит зубы, заведомо говорит нам о том, что он не совсем положительный.
И.К.: Однако, у Стравинского Петрушка совсем другой…