Игорь Стравинский — «Похождения повесы»

1 мая 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Доброе также легко превращается в злое, как злое в доброе», — вот формула, над которой задумывался Игорь Стравинский, сочиняя свою оперу «Похождения повесы» или «Карьера мота». Авторы программы «Бал» приглашают в непростой мир человеческих отношений на берегу туманного Альбиона…
Либретто оперы опирается на обличительные серии гравюр английского художника У. Хогарта, получившие большое распространение в XVIII веке: «Карьера продажной женщины», «Карьера мота» и «Модный брак». Современник нравоучительных комедий Филдинга и едкой сатиры Свифта, Хогарт беспощадно обличал пороки респектабельного английского общества.
Ирина Кленская и Алексей Пензенский размышляют о том, как сиюминутные впечатления могут определить целую жизнь, а человек стать жертвой собственных душевных порывов. В фокусе программы — расцвет Британской империи и протестантская этика XVIII века: испытание свободой, игра чувствами и человек, который становится хозяином своей судьбы.
Алексей Пензенский: «С моей точки зрения, произведение Стравинского это не только попытка нравоучения — казалось бы, что может быть актуального в рисунках художника XVIII века? Нет, это может быть очень интересно, здорово, мило и лирично — но и только-то. Мне представляется, что опера Стравинского была все-таки еще и попыткой критического этического переосмысления ценностей ушедшего Серебряного века и, возможно, попыткой докопаться до причин, почему этот Серебряный век рухнул, похоронив под своими обломками не одну, а целых три (!) империи. Дело в том, что Серебряный век ставил во главу угла человеческие чувства и порывы — здесь, кстати, он вступал в противоречие со старой христианской этикой, которая утверждала, прежде всего, ответственность человека за свои поступки. А теперь получалось, что сверхчеловеку, о котором говорил Ницше, — было все позволено. И если он видел женщину, которая ему нравилась, то он был просто обязан надеть на себя поводок этих чувств и бежать за ней. Недаром многие произведения, провозглашавшие это, заканчивались на триумфе. Однако за рамками оставался вопрос — что будет, когда он увидит другую женщину, которая понравится ему еще больше?..»

Последние выпуски программы

«Приглашение к танцу» Карла фон Вебера

Нас ждёт путешествие в волшебный таинственный сон — сон, после бала. И в этот раз на свои бальные вечера нас пригласил Карл Мария фон Вебер.

«Сказка о золотом петушке» Н.А. Римского-Корсакова

«Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок…» «Золотой петушок» — печальная, мудрая и страшная сказка. Почему-то считается, что это сатира на самодержавие. Но так ли все просто и бесхитростно?..

Правила истинной леди по Джейн Эйр

Мечты гораздо лучше правды, считала Шарлотта Бронте — автор самого знаменитого викторианского романа «Джейн Эйр». Нас же история Джейн Эйр интересует с точки зрения бала – неотъемлемой части жизни викторианского общества...