Рихард Штраус — «Кавалер розы»

24 апреля 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Это сон… это едва ли может быть правдой…, но пусть он продолжается всегда», — такими словами заканчивается вершинная опера Рихарда Штрауса «Кавалер розы». А речь, конечно же, идет о любви…
Ирина Кленская: Рихард Штраус, надо сказать, прожил весьма благополучную жизнь…
Алексей Пензенский: Да, счастливый был человек!..
И.К.: И радостный человек! В одном из своих писем он писал: «Я не люблю весь этот мрачный ажиотаж времени, я не люблю все эти политические страсти. Мне нравится работать»…
А.П.: Неблагодарный! Ему выпало великое счастье жить в эпоху, когда время не приходило к тебе с доставкой на дом и не вышибало сапогом дверь…
И.К.: Густав Малер говорил, что характер у него был довольно высокомерный — он был человеком холодным и предпочитающим держать дистанцию. Но, тем не менее, к Малеру Рихард Штраус довольно часто приходил в гости — они пили чай или, как это принято в Германии, кофе, а может быть и немного пива. И Штраус играл свои мелодии…
<…> Штрауса также отличала любовь к работе: надо работать, работать и еще раз работать. Например, в своих письмах отец писал ему: «Дорогой Рихард, пожалуйста, когда сочиняешь что-либо новое, старайся, чтобы произведение получалось мелодичным, не слишком трудным, хорошо звучало, и чтобы его можно было легко переложить для клавира…»
Ромен Роллан, который дружил со Штраусом и искренне восхищался его талантом, говорил: «Штраус — это постоянный вулкан: музыка его жжет, горит, трещит и все сметает на своем пути».
Стравинский наоборот относился к Штраусу весьма скептически. Ему, в частности, принадлежит убийственное, на мой взгляд, высказывание: «Штраус, конечно, может быть, умеет очаровывать, но он не умеет заставить слушателя глубоко чувствовать и переживать. Возможно, причина в том, что он никогда и ничему не отдавался полностью, ему на все было по большому счету наплевать. У меня вдруг возникает страшная мысль — что, если в чистилище меня заставят слушать Штрауса…»
Сам же Рихард Штраус уже в двадцатидвухлетнем возрасте вывел для себя следующее правило: «Самое длительное и никогда не утомляющее меня наслаждение, — говорил он — это работа, и я ей полностью себя посвящаю. Я не тружусь никогда — я развлекаюсь…»
«Кавалер розы» — как раз одна из тех историй, которая в очередной раз страстно увлекла композитора…

Последние выпуски программы

«Приглашение к танцу» Карла фон Вебера

Нас ждёт путешествие в волшебный таинственный сон — сон, после бала. И в этот раз на свои бальные вечера нас пригласил Карл Мария фон Вебер.

«Сказка о золотом петушке» Н.А. Римского-Корсакова

«Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок…» «Золотой петушок» — печальная, мудрая и страшная сказка. Почему-то считается, что это сатира на самодержавие. Но так ли все просто и бесхитростно?..

Правила истинной леди по Джейн Эйр

Мечты гораздо лучше правды, считала Шарлотта Бронте — автор самого знаменитого викторианского романа «Джейн Эйр». Нас же история Джейн Эйр интересует с точки зрения бала – неотъемлемой части жизни викторианского общества...