Н.А. Римский-Корсаков — «Ночь перед Рождеством»
10 января 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Вместе с оперой Римского-Корсакова и книгой Гоголя под мышкой продолжаем наше путешествие на берега Днепра — «Ночь перед Рождеством»…
«...Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. Все было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце черт снял шапку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела возвращавшаяся назад метла, на которой, видно, только что съездила куда нужно ведьма… много еще дряни встречали они…»
Николай Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Гоголь в XIX веке был безраздельным кумиром: Гоголем зачитывались, обсуждали, читали дома вслух…
«Я хочу сказать, — писал Римский-Корсаков, — оперу мою зовут „Ночь перед Рождеством. Прошу заметить: не „Черевички“, как у Чайковского, и не „Кузнец Вакула“, как у Соловьева, а именно „Ночь перед рождеством“…»
«Оперу Чайковского, несмотря на многие музыкальные страницы, я всегда считал слабой, а либретто Полонского никуда не годным. При жизни Чайковского я не мог взяться за этот сюжет, чтобы не причинить ему огорчения. Но теперь после смерти Петра Ильича я в спокойном нравственном отношении и могу работать. Я всегда мечтал об этой теме…», — пишет Римский-Корсаков. И еще раз подчеркивает, что: «Я пишу другую оперу — для меня важен прежде всего фантастический мир, который показал Гоголь…»
Авторы программы «Бал» размышляют об украинском наивно-народном воображении, нравах и обычаях стародавнего времени…