Модест Мусоргский — «Сорочинская ярмарка»
27 декабря 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Сорочинская ярмарка» — лукавая история Николая Гоголя и лукавая опера Модеста Мусоргского — в программе «Бал» на радио «Орфей»…
Как упоителен, как раскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! Па нем ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости.
Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало — река в зеленых, гордо поднятых рамах: как полно сладострастия и неги малороссийское лето!
Н. В. Гоголь. «Сорочинская ярмарка»
Ирина Кленская: …В письме к Голенищеву-Кутузову Мусоргский писал: «С Гоголем я знаком уже не впервые и, следовательно, его капризная проза не так уж страшит меня…» Пересматривая и переслушивая оперу, эти слова стали ключевыми для меня. А все потому, что и потешавшийся над нечистой силой Гоголь и атеист Мусоргский прикоснулись к таким вещам, к которым, возможно, лучше бы не прикасаться никогда…
Алексей Пензенский: Но позвольте, ведь атеист он на то и атеист, что он не верит ни во что — ни в бога, ни в дьявола, ни в мистику, ни в гороскопы, ни в приметы. Значит, не такой уж атеист был Мусоргский.
И.К.: Во всяком случае, Мусоргский — один из самых мистических русских композиторов. И то, как он смог в своей музыке выразить такие удивительные пласты и такие тонкие свойства натуры человека, дается далеко не каждому.
А.П.: Но он видел в основном вглубь, вниз. Что я имею в виду? Я вовсе не пытаюсь давать какую-то оценку Мусоргскому, а говорю о том, что есть художники, которым дано видеть горние миры, а есть художники, которые изучают миры нисхождения. Вот, Мусоргский, на мой взгляд, был из вторых — он видел бездну и предупреждал о ней…