Сергей Слонимский — «Мастер и Маргарита». Передача вторая

  • 9 августа 2011
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Авторы программы «Бал» продолжают всматриваться в лики, лица и образы героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита» под сопровождение музыки из одноименной оперы Сергея Слонимского…
Алексей Пензенский: Булгаков — гениальный реалист, но этот реализм иногда запутывает читателя. Впрочем, это проблема читателя, а не автора, когда мы смотрим на Мастера, на Маргариту и видим в них живых людей — пытаемся идентифицировать себя с кем-то из них, сравнивать. Но на самом деле я рискну утверждать, что это функции. Так же, как, скажем, герои Гоголя (между прочим, любимого писателя Блугакова), который говорил, что «никакого народа у меня здесь не описано; все эти персонажи — это часть меня самого»…
Ирина Кленская: Точно!.. И у Булгакова — это же все не люди, это некие функции и действия, в которых мы есть. Ведь недаром в средние века считалось, что вокруг каждого человека клубится много ангелов, но и много демонов. Человек слаб — человек подвержен искушениям…
А.П.: И чем талантливее человек, тем больше демонов вокруг него клубится…
И.К.: Но как увернуться, как не поддаться искушению — это очень тревожило Булгакова…
А.П.: Да, особенно в ХХ веке, потому что еще в XIX столетии вольно было, подобно Лескову, уйти из города — пойти против течения. И Лесков ведь все-таки устоял — он выдержал сражение с разночинной интеллигентской сворой, которая вешала на него всех собак. Я уж молчу о Достоевском, которому вообще досталось ото всех…
И.К.: А куда деться было Булгакову?..
А.П.: Да… Раньше ты мог оседлать коня и ускакать, и начать новую жизнь. А сейчас, в ХХ веке, ты едешь на грузовике, потом на пароходе, потом на аэроплане, а там уже тебя ждут…

Последние выпуски программы

«Приглашение к танцу» Карла фон Вебера

Нас ждёт путешествие в волшебный таинственный сон — сон, после бала. И в этот раз на свои бальные вечера нас пригласил Карл Мария фон Вебер.

«Сказка о золотом петушке» Н.А. Римского-Корсакова

«Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок…» «Золотой петушок» — печальная, мудрая и страшная сказка. Почему-то считается, что это сатира на самодержавие. Но так ли все просто и бесхитростно?..

Правила истинной леди по Джейн Эйр

Мечты гораздо лучше правды, считала Шарлотта Бронте — автор самого знаменитого викторианского романа «Джейн Эйр». Нас же история Джейн Эйр интересует с точки зрения бала – неотъемлемой части жизни викторианского общества...