Сергей Слонимский — «Мастер и Маргарита». Передача первая
31 июля 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сегодня нас ожидает путь… и не один, и не простой, и не близкий — на Лысую гору, на Патриаршие пруды — в Москву 30-х годов прошлого столетия…
«Мастер и Маргарита» — роман об идее зла в добре и добра в зле, об ответственности художника за свое творчество, о взаимоотношениях художника и власти, и, наконец, о взаимоотношениях творчества и любви.
Алексей Пензенский: «...Булгаков был удивительно аккуратным человеком — у него же все фазы луны, все пути героев абсолютно конкретны, они не оторваны от реальности. И когда он описывает древний Иерусалим — а у него в библиотеке лежала и книга Ренана „Жизнь Иисуса“, и книга Фаррара, в которых также был реконструирован древний Иерусалим — сличив эти описания в романе „Мастер и Маргарита“ с книгами по археологии, вывод только один — что никакого отношения булгаковский Иерусалим к подлинному не имеет. Потому что тамошняя Палестина это не Палестина. Помните, когда Иуда проходит мимо центрального иерусалимского сада, а точнее мимо дворца первосвященника Каифа, и в страшной высоте над ним вспыхивают гигантские пятисвечия. Какие пятисвечия у евреев?! — У них семисвечия! И они никогда не возжигались на улицах. Это — КРЕМЛЕВСКИЕ ЗВЕЗДЫ!
И когда Низа говорит Иуде «Я буду слушать соловьев за масличным жемом». Какие соловьи в мае в Палестине?! В мае они поют в МОСКВЕ!..»
Символика самого мистического романа ХХ века и история написания оперных произведений на его сюжет — в ближайших двух программах «Бал» на радио «Орфей».